13.11.2019
17 824

Линии электропередач делают пчел агрессивными

Электромагнитные поля ЛЭП снижают способности пчел к обучению, но повышают их агрессивность.

©O’Connell Electric Company, Inc. / Автор: Ольга Кузьмина

Ток, текущий по высоковольтным линиям электропередач (ЛЭП), создает вокруг них достаточно сильные электромагнитные поля. Эти поля способны ощущать многие животные, однако влияние ЛЭП на их поведение и состояние до сих пор остается плохо исследованным. Это влияние показали и новые эксперименты, проведенные Себастьяном Шепардом (Sebastian Shepherd) и его коллегами из Великобритании и США.

Зарастающие цветами и травами открытые просеки, которые поддерживают вдоль линий электропередач, для пчел особенно привлекательны, но не так уж безопасны. В статье, опубликованной в журнале PLOS One, ученые сообщают, что обычные медоносные пчелы Apis mellifera в лаборатории подвергались воздействию электромагнитных полей, аналогичных полям у поверхности земли близ ЛЭП, и становились более агрессивными друг к другу. Кроме того, у них существенно снижались способности к обучению.

В экспериментах здоровые рабочие пчелы в течение 17 часов подвергались действию полей с индуктивностью от 100 до 1000 мкТ — такие условия имитируют обычную ночную спячку насекомых в гнезде, находящемся под проводами ЛЭП на метровой высоте над землей. После этого они проходили тестирование. Например, их приучали ассоциировать один из набора цветочных ароматов со слабыми, неприятными ударами током и фиксировали, сколько попыток пчелам потребуется на формирование такой связи.

Ученые отметили, что за пять попыток с задачей справилась половина пчел контрольной группы, не подвергавшихся воздействию внешнего поля, но менее трети пчел в опытной группе. Кроме того, после «ночевки под ЛЭП» насекомые становились заметно агрессивнее и чаще нападали на соседок.

Находка может указывать на еще одну, пока неоцененную причину весьма тревожного сокращения численности пчел, которое наблюдается во всем мире. Этот процесс связывают с применением пестицидов-неоникотиноидов, распространением паразитических клещей и другими факторами, к которым, видимо, стоит отнести и повсеместную прокладку ЛЭП.