16 519

Пчелы стали жить вдвое меньше, чем 50 лет назад

4.8

Даже в лабораторных условиях пчелы сегодня живут менее трех недель. Это почти в два раза меньше, чем еще в конце прошлого века. Причины таких изменений неизвестны, однако они ведут к сокращению срока существования пчелиных семейств, нанося существенный вред и пчеловодам, и природе.

©Heather Smithers, Flickr / Автор: Наталья Федосеева

Продолжительность жизни пчел сократилась вдвое в сравнении с 1970-ми годами. Более того, такие изменения выявили в лабораторных условиях, а значит, они не связаны с загрязнением и другими факторами природной среды. Возможно, проблема коренится в геноме и возникла в результате применения современных технологий пчеловодства, приводя к снижению их продуктивности и устойчивости к паразитам. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Пчелиные колонии имеют определенный срок жизни, и пчеловоды время от времени заменяют старые семьи на новые. Однако в последние годы это приходится делать все чаще и чаще. В причинах разбирались биологи из Университета штата Мэриленд Энтони Нирман (Anthony Nearman) и Деннис Ван Энгельсдорп (Dennis van Engelsdorp). Они забирали из ульев личинки не позднее суток после появления на свет, инкубировали и содержали взрослых насекомых в лаборатории.

Выяснилось, что средняя продолжительность жизни рабочей пчелы составляет около 17,7 дня. В аналогичных экспериментах, которые проводили в 1970-х, показатель был почти вдвое больше — 34,3 дня. Разумеется, лабораторные условия сильно отличаются от жизни в пчелиной семье, однако анализ литературы показал, что аналогичное сокращение срока жизни наблюдается у насекомых в колониях. Авторы провели моделирование эффекта, который должны оказывать эти изменения на частоту замены колоний, и результаты совпали с трендом, наблюдающимся в последние годы.

Проблема может быть связана с влиянием пестицидов или вирусов, которым пчелы были подвержены, еще созревая в сотах или в первые часы жизни, получая пищу от взрослых рабочих особей. С другой стороны, ученым не удалось обнаружить других нарушений, которые должны возникать при подобном воздействии. Возможно, источник коренится глубже — в геноме пчел, которых массово разводят для получения меда и опыления сельскохозяйственных растений.

Среди технологических операций резания сверление играет особую роль. Это самый распространенный и экономически выгодный метод получения отверстий различных размеров. При этом для создания отверстий с соотношением глубины к диаметру более 10 единиц требуется специальное оборудование, режущий инструмент и особая технология. Ученые ПНИПУ создали динамическую математическую модель для управления системой обработки сверлением. Ранее этот процесс рассматривался только в «статике» и без учета податливости технологической системы. Разработка позволит получать точные и качественные технологические отверстия для различных промышленных деталей.

Лечение антидепрессантами и психотерапия — два основных метода борьбы с депрессией и тревожными расстройствами. Их эффективности посвящено множество исследований с неодинаковыми результатами, а многие специалисты считают, что пользу принесет только сочетание медикаментозной терапии и работы с психотерапевтом. Ученые из США провели метаанализ существующих научных публикаций по теме и выявили наиболее эффективные тактики, облегчающие симптомы депрессии.