22 сентября
13 405

Жизнь из глины: новая теория о происхождении клеток

4.0

По всему миру рассказывают легенды о том, что боги слепили первого человека из глины. Но что, если эти мифы странным образом перекликаются с реальностью? Хелен Хансма, почетный биофизик Калифорнийского университета, утверждает, что примитивные клетки могли зародиться в слюдяной глине, которая таким образом стала «матерью» всего живого.

Возможно, именно такая глина стала колыбелью всей жизни на Земле / © phys.org

Гипотеза о том, что первичная жизнь могла зародиться в слюдяной глине, появилась около 16 лет назад. И это лишь одна из множества «глиняных» гипотез, объясняющих возникновение живых клеток на Земле. Другие включают развитие примитивных организмов на монтмориллонитовой глине или глинах, богатых железом.

Хелен Хансма, почетный биофизик Калифорнийского университета (США), считает, что тонкие пластины слюды образовывали «котлы», в которых концентрировались первичные биомолекулы. Эта новая среда обеспечивала некоторую защиту от внешнего мира, при этом не препятствуя проникновению воды и других веществ, необходимых для появления живых клеток.

По сути, слюда выступала в качестве «строительных лесов» и «реакционных котлов» для органических молекул. При этом, в отличие от монтмориллонитовых глин, слюдяные более стабильны благодаря скрепляющим слои слюды ионам калия, что обеспечивало зарождающейся жизни более комфортные условия. К тому же современные живые клетки содержат большое количество ионов калия, тогда как концентрация ионов натрия — основного «клея», скрепляющего слои монтмориллонитовой глины — в них гораздо ниже.

Наконец, еще один фактор в пользу слюдяной глины — то, что между ее слоями способна течь вода, обеспечивающая первичные биохимические процессы энергией. Грубо говоря, сама вода сталкивала реагирующие друг с другом молекулы, что в итоге могло привести к формированию сложных белков и нуклеиновых кислот.

Существуют и другие доводы в пользу слюдяных глин: например, это одни из старейших глин на нашей планете, существовавшие во времена зарождения жизни. Вдобавок и сегодня между пластинами слюды можно обнаружить органические молекулы и даже целые живые клетки.

Конечно, никто не может сказать наверняка, что на самом деле происходило в земных морях более четырех миллиардов лет назад, но гипотеза доктора Хансмы определенно заслуживает внимания.

Исследование опубликовано в журнале Biophysical Journal.

23 сентября