09.08.2023
Игорь Байдов
1 004

Кровь молодых мышей продлила жизнь старым

5.5

Ученые хирургически соединили кровеносные системы старых и молодых мышей в одну, что позволило замедлить процесс старения у первых грызунов, а также увеличить продолжительность их жизни на 6-9%.

Две сшитые друг с другом мыши
Две хирургически соединенные мыши / ©UBC / Автор: Наталья Федосеева

В последние годы ученые все чаще экспериментируют с переливанием мышиной крови от одной особи к другой. Эти исследования дают обнадеживающие результаты. Например, улучшают неврологические функции у грызунов, замедляют прогрессирование болезни Альцгеймера. Опыты показывают, что наибольшего эффекта удается добиться, когда в организм грызунов попадает кровь молодых особей.

Исследователи из Медицинского центра при Дьюкском университете (США) не стали ограничиваться просто переливанием крови, а пошли дальше: сшили кровеносные системы молодых и старых мышей в одну, чтобы понять, может ли кровь первых животных замедлить старение у вторых и продлить им жизнь. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Aging.

Метод, который использовали американские ученые, называется гетерохронным парабиозом. Гетерохронный — потому что объединяются кровеносные системы разновозрастных животных.

Ранее этот метод уже применяли в лабораторных опытах, с его помощью омолаживали мозг и печень мышей. Однако тогда грызунов «сшивали» на короткое время, всего две-три недели, что не позволяло оценить влияние парабиоза на продолжительность жизни и здоровье в долгосрочной перспективе.

В новом опыте американские ученые сшили кровеносные системы молодых мышей возрастом четыре месяца и пожилых возрастом от 24 месяцев, после чего наблюдали за их здоровьем на протяжении 12 недель. Если перевести на «человеческие лета», возраст грызунов соответствовал 18 и 54 годам, а период наблюдения — восьми годам.

Затем ученые разъединили мышей и еще два месяца следили за их самочувствием, чтобы зафиксировать изменения в организме.

Выяснилось, что по сравнению с контрольной группой старые мыши оказались более здоровыми, а продолжительность их жизни увеличилась на 6-9%. Эпигенетический возраст крови и тканей печени пожилых грызунов резко уменьшился («омоложение»), а уровни экспрессии многих генов вернулись к показателям, наблюдаемым у молодых животных. Нечто похожее происходит у людей, когда они ограничивают потребление калорий.

Отметим, что положительный эффект у старых грызунов сохранялся на протяжении всего периода исследования. Тем временем молодые мыши смогли быстро устранить молекулярные повреждения, которые они получили от старших сородичей.

«Когда у старых и молодых мышей кровеносная система становится общей, от первых ко вторым поступает менее качественная кровь, из-за чего у молодых грызунов начинаются быстрые изменения в тканях. При этом к старым животным поступает более качественная кровь. После разъединения кровеносных систем повреждения, нанесенные тканям молодых мышей, со временем могут исчезнуть, при этом позитивные изменения у пожилых мышей сохраняются навсегда», — объяснил Вадим Гладышев, соавтор исследования.

Безусловно, никто не будет воспроизводить этот эксперимент на людях. Однако ученые уверены, что их исследование поможет в будущем выявить конкретные молекулы, которые дают омолаживающий эффект. Это станет большим шагом в борьбе со старением.