27.10.2023
Игорь Байдов
6 120

Хищного червя поймали на убийстве паука в его собственной паутине

4.1

Бразильские биологи впервые описали случай нападения плоского червя на самку паука, охраняющую свой яйцевой кокон. Похоже, липкая паутина, которая обычно должна защищать кладку яиц от естественных врагов, неэффективна против этих склизких хищников.

плоский червь
Плоский червь охотится на самку паука / © João C. F. Cardoso / Автор: Павел Сорокин

Пауки — самая многочисленная и разнообразная группа из всех групп наземных хищников. На 2023 год описано почти 60 тысяч видов пауков. Однако такое многообразие — их «проклятие». У этих членистоногих очень много естественных врагов. На них охотятся как позвоночные (рыбы, лягушки, птицы, рептилии и млекопитающие), так и беспозвоночные животные (осы, муравьи, богомолы, многоножки, скорпионы, сольпуги и другие пауки).

По-видимому, список «недоброжелателей» пауков пополнился еще одним естественным врагом — плоскими червями. По крайней мере единичный случай нападения этих беспозвоночных на членистоногих описали ученые из Бразилии. Работа опубликована в журнале Neotropical Biology and Conservation.

В 2014 году Жоао Кардозу, на тот момент магистрант Федерального университета Уберландии, во время 15-дневной научной экспедиции в бразильский атлантический лес наткнулся на паутину, на которой разворачивалась жуткая баталия. Будущий ученый наблюдал, как склизкий червяк обвивался вокруг самки паука, которая пыталась из последних сил отбиться от него и защитить свой яйцевой кокон.

Кардозу забрал животных в лабораторию, где сфотографировал и изучил. Оказалось, что нападавшим был плоский червь рода Choeradoplana, а жертвой — самка паука Helvibis longicauda (семейство теридииды, Theridiidae).

Биологический тип «плоские черви» объединяет почти 20 тысяч видов, большая их часть ведет паразитический образ жизни и только 10-20 процентов из них — хищники. Обычно эти хищные беспозвоночные питаются «мягкой пищей», например слизнями, улитками, дождевыми червями, некоторыми насекомыми.

Сперва хищные плоские черви обхватывают жертву, а затем выбрасывают глотку — часть пищеварительной системы, которая при захвате добычи может выворачиваться наружу. Если добыча крупная, из организма червя в глотку выделяются пищеварительные ферменты, которые расщепляют пищу, и червь может ее «проглотить» (происходит наружное внеклеточное пищеварение). Именно такая участь постигла Helvibis longicauda

Изучив научную литературу, Кардосо и его коллеги выяснили, что это первый известный случай нападения плоского червя на самку паука в ее собственной паутине. Но как он нашел паутину?

плоский червь
Место, где нашли плоского червя и паука, а также снимки, на которых они запечатлены / © João C. F. Cardoso

Плоские черви не видят в прямом смысле этого слова: они обладают безлинзовыми глазами, при помощи которых определяют интенсивность света. Но они реагируют на запахи и движение. Ученые предположили, что найденный в лесу представитель рода Choeradoplana мог обнаружить жертву по запаху либо по движениям паутины, вызванным активностью паука. Впрочем, исследователи не исключают и случайность.

«Интересно, что плоский червь не запутался в вязком шелке паутины. Видимо, слизь, покрывающая его тело, позволила легко скользить по нитям. К тому же самка заранее была обречена на провал из-за своих материнских инстинктов. Как правило, пауки не убегают от опасности, если есть потомство, а остаются и защищают его. Именно такое поведение самки может объяснить, почему ее одолел гораздо более медлительный плоский червь», — пояснил Кардосо.

Авторы статьи подчеркнули, что были удивлены открытию, ведь они даже не подозревали, что медлительные плоские черви могут эффективно охотиться на существ, которые намного их быстрее, вроде пауков. Кроме того, паутину ученые нашли на высоте 1,8 метра — значит, чтобы до нее добраться, червю пришлось ползти вертикально. Получается, эти беспозвоночные могут перемещаться на значительные расстояния по вертикали в поисках пищи.

Команда исследователей планирует в будущем провести серию наблюдений и экспериментов «хищник — жертва» с плоскими червями рода Choeradoplana и пауками Helvibis longicauda. Ученые уверены, что данные, которые они получат во время опытов, помогут им лучше разобраться как в пищевых привычках беспозвоночных, так и в их поведении.