27.10.2023
Дарья Г.
2 469

На спутнике Юпитера нашли 266 активных вулканов, вероятно, объединенных глобальным океаном магмы

3.8

Ученые давно изучают Ио, спутник Юпитера, пытаясь понять, как устроен этот «вулканический мир». Наблюдения аппарата «Юнона» позволили подкрепить результаты моделирований реальными данными.

Вулканическое извержение на Ио в 1997 году. Снимок сделан аппаратом «Галилео»
Вулканическое извержение на Ио в 1997 году. Снимок сделан аппаратом «Галилео» / © NASA, NASA-JPL, DLR / Автор: Павел Сорокин

Ио — самое вулканически активное из известных нам мест в Солнечной системе. Движет этим вулканизмом приливный разогрев от гравитационного взаимодействия с гигантским Юпитером и другими спутниками.

Ученые создали немало детальных моделей спутника в попытках понять, что движет этим вулканизмом. И по результатам работ исследователи сделали вывод, что если приливный разогрев воздействует на глубокую мантию, то сильнее всего будут нагреваться полюса планеты. А если на астеносферу, верхний слой мантии, или на глобальный океан магмы под поверхностью, то сильнее нагреваться будет экватор.

Раньше наблюдения за Ио позволяли исследовать лишь экватор, поэтому ученые не могли протестировать свои предположения. Теперь у них есть данные миссии «Юнона».

Структура Ио / © Wikimedia, Kelvinsong

Спектрометр JIRAM на аппарате «Юнона» предназначался для изучения верхних слоев атмосферы Юпитера в инфракрасном диапазоне, а сейчас его направили на Ио. Сопоставляя данные с пролетов «Юноны» над спутником, астрономы наблюдают, как меняется его вулканическая активность: как часто извергаются вулканы, делают ли они это группами или поодиночке, насколько эти извержения яркие и горячие, меняется ли форма потока лавы.

Главное — «Юнона» наблюдает полюса Ио. Поэтому теперь у исследователей впервые есть полная картина вулканической активности спутника. И вот, изучив поведение 266 вулканов на поверхности тела, авторы нового исследования пришли к выводу, что их активность согласуется с предположением о существовании глобального океана магмы.

Как объяснили в своей работе ученые, полярные вулканы Ио по отдельности выделяют меньше энергии, чем экваториальные, а вулканы южного полюса выделяют в среднем меньше энергии, чем вулканы северного полюса.

Идея о глобальном океане магмы на Ио звучит не впервые (ее состав пока не ясен, но предполагается силикато- или серосодержащим). Данные магнитометра «Галилео», пролетевшего рядом со спутником в 2009 году, тоже показали наличие «океана» примерно в 50 километрах под поверхностью планеты. Но «Галилео» пролетел рядом с Ио лишь один раз, поэтому у исследователей оставались сомнения. Теперь же есть инфракрасные данные со всей поверхности этого космического тела, и уверенность в существовании океана магмы значительно выросла.