05.02.2021
2 733

Раскрыт секрет того, как пауки ловят добычу в 50 раз тяжелее себя: они пользуются блоками

5.4

Европейские ученые провели серию экспериментов, чтобы понять, как некоторым видам пауков удается ловить в свои сети добычу, которая на порядок тяжелее их самих. Благодаря видеозаписи удалось установить, что хищные членистоногие используют систему блоков — это позволяет им лакомиться даже ящерицами.

©Emanuele Olivetti

Среди всех животных немало хитрых инженеров, но пауки выделяются из этого ряда. Их способности вить замысловатые ловушки из паутины, а также использовать ее для перемещения могут удивить даже искушенного натуралиста. Итальянские биологи обратили внимание, что до сих пор не описан один крайне интересный природный механизм — охота пауков-тенетников на крупную добычу. Существует множество свидетельств попадания в их паутину крупных насекомых, земноводных, рептилий и даже змей. Но являются ли они целью пауков или случайно попали в ловушку — не ясно.

Габриэль Греко (Gabriele Greco) и Николя Пюньо (Nicola M. Pugno) из Трентского университета (University of Trento, Италия) провели серию экспериментов с двумя видами пауков. Результаты своей работы ученые опубликовали в рецензируемом журнале Journal Of The Royal Society Interface. Одним из плодов этого исследования стало нижеприведенное видео, смотреть которое настоятельно не рекомендуется арахнофобам.

©Greco Gabriele, Pugno Nicola, Sciencenews, YouTube

Для своих опытов биологи выбрали особей видов стеатода триангулоса (Steatoda triangulosa) и ложный каракут (Steatoda paykuliana). Их помещали в коробки с черными стенками и давали некоторое время освоиться. Когда членистоногие завершали свои ловушки, им подбрасывали гигантских тараканов. Ящериц или мелких млекопитающих то ли не нашли, то ли пожалели — этот вопрос не уточняется. Благодаря черной краске паутина на фоне стен получилась отлично различимой, так что на камеру удалось запечатлеть все этапы охоты и то, что именно паук делает с нитями.

Оказалось, размер добычи, похоже, хищника волнует мало. Когда гигантское насекомое подходило на расстояние прыжка или задевало специальную сигнальную нить, паук бросался на него. В этот момент начиналась полноценная увязка груза, как это делают такелажники в порту. Сначала жертве связывали несколько конечностей, а затем цепляли паутину за туловище в нескольких местах. Дальше процесс представлял собой последовательное подвязывание все новых и новых тросов — так, чтобы они подламывали уже закрепленные на таракане. В результате еще живая жертва потихоньку приподнималась над землей и теряла малейший шанс на спасение.

Что самое интересное, первые, силовые нити поначалу даже не натягиваются. Это делается, чтобы добыча наверняка не сбежала: в попытках освободиться жертва может начать сильно дергаться и порвать напряженную паутину. А когда нити расслаблены, у них есть большой запас прочности на растяжение, да и добыча так только дополнительно спутывается. Если посмотреть на схематичное отображение действий паука при подъеме его свежей закуски, видно, что членистоногое создает самые настоящие блоки, существенно снижающие требуемое для этого усилие.