25 января
Анна Новиковская
3 930

Люди все еще понимают язык жестов шимпанзе, хотя сами его не используют

6.0

Хотя эволюционные линии человека и человекообразных обезьян разошлись миллионы лет назад, люди по-прежнему понимают значение обезьяньих жестов, пусть нам самим они уже без надобности.

Шимпанзе постоянно используют жесты в повседневном общении / © Catherine Hobaiter

Язык жестов человекообразных обезьян достаточно богат и разнообразен: насчитывается свыше 80 отдельных сигналов, причем многие из них, по-видимому, универсальны и без проблем распознаются такими дальними родственниками, как шимпанзе и орангутаны. Однако люди, обладающие способностью к членораздельной речи, такие жесты больше не используют. Но могут ли они их понимать?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) разработали онлайн-игру, в которой предложили людям, ранее не имевшим дело с человекообразными обезьянами, просмотреть видеоролики с десятью самыми распространенными жестами шимпанзе и выбрать возможное значение этого жеста из четырех вариантов. Всего ученые опросили свыше 5500 человек, просмотревших 20 коротких видео.

Любопытно, что подобный способ исследования ранее применяли для оценки способностей обезьян к пониманию человеческого языка. Теперь процесс «повернулся вспять», и ученые решили посмотреть, понимают ли люди язык обезьян.

Как показали результаты, человек в большинстве случаев правильно интерпретирует жесты обезьяны, вне зависимости от того, сообщили ему о контексте видеоролика или нет. Пока не ясно, наследуем мы способность распознавать эти жесты генетически или же невербальное общение людей на самом деле недостаточно отличается от обезьяньего и нам под силу улавливать смысл жеста даже без знания контекста.

Один из использованных в эксперименте роликов / © Great Ape Dictionary

В будущем исследователи планируют собрать больше данных и составить, наконец, «словарь человекообразных», выделив некий универсальный язык, который понимают не только люди, но и шимпанзе, гориллы и другие высшие приматы.

Исследование опубликовано в журнале PLoS Biology.

Анна Новиковская