Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
25 января

Недостаток физической активности усилил восприимчивость к респираторным инфекциям

4.7

Целью нового исследования было установить связь между уровнем физической активности и риском инфекций верхних дыхательных путей у дошкольников.

© Unsplash

Польские ученые из Варшавского медицинского университета выявили связь между более высокими уровнями физической активности у детей дошкольного возраста и их восприимчивостью к инфекциям верхних дыхательных путей (ИВДП), например простуде, фарингиту, тонзиллиту, ларингиту и прочим. Результаты работы опубликованы в журнале Pediatric Research.

ИВДП продолжают создавать серьезные проблемы — как экономические, так и в области здравоохранения — по всему миру. Так, Соединенным Штатам инфекции верхних дыхательных путей обходятся примерно в 40 миллиардов долларов и составляют 10% всех амбулаторных и неотложных посещений медучреждений. Особенно уязвимы к респираторным заболеваниям дети до шести лет из-за незрелости их иммунной и дыхательной систем. Пусть такие инфекции зачастую вылечивают быстро и легко, они могут влиять на качество жизни пациента, вызывать дистресс у родителей и в долгосрочной перспективе приводить к проблемам в семье, трудностям в профессиональной деятельности и росту нагрузки на системы здравоохранения.

Единого мнения о пользе физической активности для профилактики инфекций верхних дыхательных путей и снижения риска их развития у детей нет. Этот пробел решила восполнить команда Команда Войцеха Фелешко и Катажины Остжижек-Пшежецкой.

Исследование проводили в осенне-зимний период 2018-2019 годов (до пандемии коронавируса), в нем участвовали 104 маленьких жителя Мазовецкого воеводства в Польше от четырех до семи лет, посещавших учреждения дошкольного образования. Дети должны были носить шагомер по 24 часа в сутки в течение 40 дней для измерения уровня активности и продолжительности сна.

Родители или законные опекуны ежедневно на протяжении двух месяцев заполняли опросники, в которых отмечали наличие симптомов инфекций верхних дыхательных путей — кашля, заложенности носа, боли в горле или чихания — у детей. Во второй анкете взрослые рассказывали о прививках детей, их физической активности и занятиях спортом (под регулярными занятиями подразумевалось как минимум три часа в неделю), наличии братьев и сестер, курящих членов семьи и домашних животных. Почти 94% родителей сообщили, что их дети регулярно вакцинируются. Все участники получали добавки с витамином D3.

Результаты показали, что меньшее число дней, когда у детей наблюдались симптомы ИВДП, коррелировало с большим количеством ежедневных шагов (в «здоровые» дни — 7152 ± 1847 шагов) и регулярным участием в спортивных состязаниях. Для 47 участников, которые в среднем делали по 5668 шагов в день, общее количество дней с признаками ИВДП в течение следующих шести недель составило 947. Если же ежедневное число шагов равнялось 9368 (для одного ребенка), общее количество дней с симптомами снижалось до 724.

В то же время у дошкольников из «менее активной» группы таких нездоровых дней было больше всего. По мнению ученых, именно это указывает на связь между уровнем физической активности и восприимчивостью к инфекциям верхних дыхательных путей. Продолжительность сна, наличие братьев и сестер, прививок, контакты с домашними животными и курящими людьми на результаты не повлияли.

«Механизмы, ответственные за наблюдаемую связь между физической активностью и частотой ИВДП у детей, до сих пор не были тщательно исследованы и описаны. Регулярная физическая активность может снизить уровень воспалительных цитокинов, тем самым нивелируя последствия хронического воспалительного процесса, связанного со старением и хроническими заболеваниями. Упражнения считаются фактором, способствующим снижению слабовыраженного воспаления за счет падения уровня С-реактивного белка, интерлейкина-6 и сокращения производства мононуклеарными клетками крови фактора некроза опухоли и интерлейкина-1 у пациентов с риском сердечно-сосудистых заболеваний. Основываясь на данных об иммунном ответе на физическую активность у взрослых, можно предположить, что занятия спортом, особенно регулярные упражнения на выносливость средней интенсивности, активируют иммунные функции, опосредованные Т-хелперами, повышают пролиферацию лимфоцитов и уровень интерлейкина-2. Следовательно, помогают снизить риск инфекций и аутоиммунных заболеваний у пожилых людей», — рассказали авторы статьи.

Конечно, наблюдательный характер новой научной работы не позволил сделать однозначные выводы о причинно-следственной связи. Поэтому впереди дальнейшие исследования.