21 сентября
Анна Новиковская

Шимпанзе используют разные каменные орудия для раскалывания разных видов орехов

4.5

Давно известно, что в повседневной жизни шимпанзе пользуются различными орудиями — от длинных веточек до подходящего размера камней. Теперь ученые выяснили, что эти животные не просто бездумно колотят камнем по орехам: они соотносят форму камня и форму самого ореха, чтобы решить эту задачу наиболее эффективно.

Самка шимпанзе раскалывает камнем орех пандового дерева / © phys.org

Еще полвека назад ученые наблюдали, как дикие шимпанзе используют примитивные орудия труда, например засовывают в термитник веточку с оборванными листьями, чтобы добыть питательных насекомых, или собирают «губкой» из мха воду в естественных колодцах.

При этом для разных групп шимпанзе характерны разные «культурные традиции», и только в Западной Африке эти обезьяны пользуются каменными орудиями труда для раскалывания орехов. Теперь ученые получили данные, что они не просто берут первый попавшийся камень и колотят по ореху, но используют разные орудия для раскалывания разных видов орехов.

Отсканировав и сравнив каменные орудия обезьян двух групп — из Кот-д’Ивуара и Гвинеи, — исследователи не только показали, что между группами есть заметные различия в форме изготавливаемых ими орудий. Оказалось, гвинейские обезьяны используют каменные молотки разных форм и размеров, а также очень большие каменные наковальни (их размер достигает метра), чтобы справляться со скорлупой орехов разных видов.

Например, у некоторых молотков форма заостренная и напоминает долото, тогда как другие — плоские и тяжелые, а третьи — округлые. Судя по следам повреждения на камнях, шимпанзе используют плоские камни, чтобы справляться с более мелкими орехами, а «долотами» разбивают твердую скорлупу более крупных. Округлые же молотки, похоже, играют роль «орудия общего назначения».

Исследованные орудия шимпанзе: «рабочая зона» выделена черной рамкой / © phys.org

Изучая использование орудий шимпанзе, мы на шаг ближе становимся к пониманию того, как наши далекие предки, австралопитеки, начали применять орудия труда более трех миллионов лет назад. Поняв, как сильно может различаться технология изготовления и использования орудий в разных группах шимпанзе, археологи смогут идентифицировать подобные различия и в орудиях австралопитеков.

Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.