За 12 лет наблюдений шимпанзе биолог выявил уникальные для каждой их социальной группы «рукопожатия» — Naked Science

Шимпанзе — один из самых эволюционно близких к человеку видов животных, поэтому на их примере удобно изучать развитие зачатков культуры. Среди подобных явлений выделяют особые жесты руками, связанные с ритуалом груминга. Они есть у всех популяций этих приматов, но, как оказалось, отличаются в деталях и передаются внутри каждой социальной группы между поколениями и от прежних членов к новым.

За 12 лет наблюдений за шимпанзе биолог выявил уникальные для каждой их социальной группы «рукопожатия»
©Liv Uni Uganda, Twitter

Эдвин Ван Леувен (Edwin van Leeuwen) из Антверпенского университета наблюдает за шимпанзе в условиях близких к естественным уже дюжину лет. Большой объем данных, собранный им в замбийском питомнике дикой природы Чимфунши (Chimfunshi), позволил выявить любопытные закономерности в поведении животных. Подробный отчет о находке Эдвин опубликовал в журнале Biology Letters Лондонского королевского общества.

Для биологов давно не секрет развитое социальное поведение шимпанзе. Но ключевой вопрос всегда состоял в том, рефлекторны ли его проявления? То есть обусловлены они эволюционно или каждая особь в некой группе животных усваивает правила поведения от сородичей. Последний случай — прямая аналогия человеческого общества, где люди с детства учатся себя вести, глядя на окружающих и впитывая культуру.

Наблюдения Ван Леувена показывают, что у шимпанзе работает тот же механизм. Благодаря большой «текучке» особей в популяции питомника (из-за объективных причин — смерти и рождения новых животных) получилось четко проследить передачу характерных «рукопожатий груминга». Это важный ритуал, во время которого два примата показывают, что хотят провести несколько минут, ухаживая за шерстью друг друга. Почти всегда он включает поднятие руки над головой — второе животное, если согласно, сразу зеркально повторяет жест, и обе особи хватают кисти друг друга.

©Whiten et al. 2001

Такой вид взаимодействия универсален для всех шимпанзе, но даже в одной популяции в разных социальных группах его детали различаются. Причем животные не рождаются со знанием этих нюансов, а следуют буквально устоявшемуся обычаю. Например, самки чаще обхватывают ладони партнера или партнерши, а самцы — запястья. Ученый связывает эту разницу с демонстрацией инициативы и контроля, но интерпретация может быть иной.

За долгие годы наблюдений Ван Леувен зафиксировал сравнительно большое разнообразие таких различий в «рукопожатиях» шимпанзе. Они отличались продолжительностью, степенью обхвата кисти партнера и его силой. Что самое интересное, при появлении новой особи в социальной группе он или она быстро усваивала характерное для «местных» рукопожатие и следовала соответствующему своему статусу ритуалу. По мнению ученого, такой пример различий в проведении совершенно идентичного для всех популяций шимпанзе социального взаимодействия показывает приверженность этих животных традициям. А это в какой-то мере уже зачатки культуры.

Кроме основной темы своего исследования, биолог поделился и другими любопытными наблюдениями за приматами. Так, он отмечает, что все шимпанзе индивидуальны и, несмотря на вышеописанные устойчивые ритуалы, могут вести себя по-разному. Какие-то особи серьезны и внимательно следят за любыми возмущениями в настроениях внутри стаи. А другие — игривы и даже строгие рукопожатия сопровождают дурачеством, проверяя на прочность иерархию порой с самыми высокоранговыми членами группы.