05.02.2019
Редакция Naked Science

Чернобыльская зона отчуждения изобилует живой природой

Ученые выяснили, что, несмотря на радиоактивное заражение в Чернобыльской зоне отчуждения, животные там процветают.

image_6876e-eurasian-otter-chernobyl1

Доктор Джеймс Бизли из Университета штата Джорджия и его соавторы использовали камеры с датчиками движения для наблюдения за экспериментально расположенными рыбными тушами и количественной оценки эффективности животных-собирателей, обитающих в окрестностях каналов и рек в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике (ПГРЭЗ) Чернобыльской зоны отчуждения. Исследователи провели 83 испытания, в ходе которых рыба была съедена десятью видами млекопитающих и пятью видами птиц. Работа ученых опубликована в журнале Food Webs.

Три вида мышей — полевая мышь (Apodemus agrarius), желтогорлая мышь (Apodemus flavicollis) и мышь-малютка (Micromys minutus), — а также два вида птиц — сойка (Garrulus glandarius) и обыкновенная сорока (Pica pica) — регистрировались камерами чаще всего, хотя они редко целиком съедали тушу.

Более крупные животные, включая енотовидную собаку (Nyctereutes procyonoides), восточную норку (Neovison vison), обыкновенную выдру (Lutra lutra), волка (Canis lupus), ворона (Corvus corax) и орлана-белохвоста (Haliaeetus albicilla), полностью съедали добычу.

«Этих животных сфотографировали во время поедания рыбных туш на берегах рек и каналов (ПГРЭЗ), — рассказывает доктор Бизли. — Мы наблюдали доказательства разнообразия живой природы в регионе в предыдущих исследованиях, но сейчас впервые увидели орланов-белохвостов, восточную норку и речную выдру на кадрах».

Речь идет об исследовании 2015 года, в котором было представлено первое доказательство богатства природы в Чернобыльской зоне отчуждения.

«В нынешнем исследовании рыбные туши были размещены у самого края открытых вод реки Припять и в близлежащих оросительных каналах, имитируя естественную деятельность, в ходе которой потоки выбрасывают туши мертвых рыб на берег», — объяснил Питер Шлихтинг, научный сотрудник Университета штата Аризона.

Результаты показывают, что 98% рыбных туш были съедены за одну неделю разными животными.

Ученые также сравнили активность животных у реки с активностью животных у каналов и оценили параметры, включая процент съеденных туш и скорость их поедания, число зарегистрированных камерами видов и то, как часто объявлялся каждый из них.

У реки рыбу съедали чаще из-за того, что там ее было проще найти. Но, как предполагали исследователи, больше всего животных появлялось вблизи каналов.

«Множество бывших сельскохозяйственных участков в Чернобыльской зоне отчуждения орошалось при помощи этих маленьких каналов, — говорит доктор Бизли. — В большинстве из них до сих пор есть вода, но они заросли растениями, которые служат укрытием для живой природы, поэтому и используются множеством видов».