05.02.2019
Редакция Naked Science

Сотрудники четырех ведущих университетов разрабатывают свод законов о космическом пространстве

По словам ученых из английского, американского и двух австралийских университетов, они не будут разрабатывать какие-либо новые законы, а соберут все уже существующие правила и нормы, относящиеся к космосу.

C развитием технологий и активным освоением космоса появляется все большая потребность в создании единого свода законов, касающихся космических исследований. Конечно, есть международные соглашения, такие как Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 года, но по большей части сейчас не существует единого документа, в котором излагается, как странам и частным компаниям разрешено работать за пределами Земли.

Именно поэтому группа университетов работает над документом, который предварительно получил название «Руководство Вумера» (The Woomera Manual) в честь населенного пункта на юго-востоке Австралии. Этот масштабный проект планирует собрать, уточнить и упорядочить все существующие законы, касающиеся исследования и освоения космоса и связанной с ним милитаризации.

Команда, состоящая из сотрудников Университета Аделаиды, Университета Нового Южного Уэльса в Канберре, Университета Эксетера и Юридического колледжа Университета Небраски, уже приступила к работе. Их первая встреча в США, которая пройдет с 24 февраля по 28 февраля в Линкольне, штат Небраска, нацелена на расширение перспектив и идей, которые определят готовый документ, который, как ожидается, будет опубликован в 2020 году. По словам Джека Берда (Jack Beard), профессора юридического факультета Университета Небраски, бумага «станет окончательным документом по военному праву и законодательству в области безопасности космоса» и будет опираться на знания десятков экспертов в области права и космической деятельности со всего мира.

© The University of Adelaide

Сейчас многие страны настолько зависимы от существующих космических разработок, что выход из строя жизненно важных спутников станет причиной хаоса на Земле. Благодаря коммерциализации и техническим инновациям космическое пространство стало необходимым для функционирования таких областей, как связь, транспорт, торговля и здравоохранение.

В периоды высокой напряженности сильная зависимость государств от космической инфраструктуры для обеспечения безопасности общества представляет собой уязвимость, которую можно использовать. Такая эксплуатация может стать точкой воспламенения, ведущей к эскалации конфликтов и и, возможно, к началу военных действий. Дипломатические усилия по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве или возникновению конфликтов включают осуществление мер по обеспечению и укреплению доверия, иногда посредством предложения новых международных документов, которые обновили бы собой старые или затронули совершенно новые области. В частности, не было проведено всестороннего изучения закона о применении силы государствами (jus ad bellum) и права вооруженных конфликтов (jus in bello) в космическом пространстве.

Фактически документ не будет содержать каких-либо новых рекомендаций. Он призван организовать и представить законы, которые уже находятся на рассмотрении, чтобы политики, лидеры отрасли и другие фигуры могли принимать более обоснованные решения относительно деятельности в космосе. Учитывая тот факт, что Договор по космосу, который запрещал любые военные разработки в космическом пространстве, сейчас практически отброшен, разрабатываемый документ приобретает все большее значение.