Скоплению Гиады предсказана скорая гибель — Naked Science

Скоплению Гиады предсказана скорая гибель

5.2

Ближайшее к Земле звездное скопление находится на пороге гибели и распадется всего через 30 миллионов лет.

Голубые звезды Гиад окружают оранжевый Альдебаран, который не входит в само скопление / ©Hypatia Alexandria

Астрометрическая миссия Gaia — «охотник за звездами» — с большой точностью регистрирует положения и скорости мириадов светил. Проанализировав собранные телескопом данные, ученые из Кембриджского университета обнаружили, что недалекое звездное скопление Гиады находится на пути к смерти и полностью исчезнет приблизительно через 30 миллионов лет. Об этом они пишут в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Гиады — ближайшее к нам рассеянное звездное скопление, оно находится всего в 150 световых годах от Земли и видимо невооруженным глазом в созвездии Тельца. Его возраст оценивается в 630 миллионов лет, масса — примерно 400 солнечных масс. Вообще, такие скопления включают несколько сотен или тысяч звезд, временно удерживаемых вместе взаимным притяжением. Однако рано или поздно они расходятся под действием различных сил — от гравитации со стороны более массивных соседних объектов до взрывов сверхновых внутри самого скопления.

«Хвосты» покидающих скопление Гиады звезд вытянулись далеко за его пределы. Само скопление показано красным, зеленым и синим — передний и задний «хвосты» / ©Roser et al., 2019

Гиады можно назвать даже долгожителем, однако осталось им не так уж долго. Еще в 2018 году наблюдения космического телескопа Gaia обнаружили большое количество звезд, покидающих скопление и образовавших два длинных «хвоста», вытянувшихся по его сторонам на сотни световых лет. Новый анализ данных Gaia показал, что этот процесс ускоряется. «Хвосты» включают больше звезд, нежели само скопление. Чем сильнее оно теряет массу, тем слабее удерживается гравитацией — и тем быстрее звезды покидают его.

Проведенное моделирование предсказало, что существовать Гиадам осталось лишь около 30 миллионов лет — совсем недолго по меркам прожитого ими срока. Впрочем, астрофизик из Гейдельбергского университета Зигфрид Розер (Siegfried Röser) — один из ученых, обнаруживших «хвосты» — сомневается в адекватности столь точных оценок будущей даты смерти. По его словам, для этого необходимо учесть куда больше факторов, прежде всего — приливное влияние самого Млечного Пути.

Эксперименты показали, что люди с высоким риском развития болезни Альцгеймера проявляют пониженную чувствительность к боли.

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.

Принадлежащая украинскому предпринимателю Максиму Полякову компания Firefly Aerospace должна запустить исследовательский космический аппарат Orbital Test Bed (OTB) 2 от General Atomics в 2022 году.