Астрономы рассказали о максимальном количестве обитаемых планет вокруг звезды — Naked Science
Денис Гордеев

Астрономы рассказали о максимальном количестве обитаемых планет вокруг звезды

5.4

В Солнечной системе могла бы быть далеко не одна обитаемая планета — если бы не Юпитер и формы орбит.

В планетной системе звезды TRAPPIST-1
В планетной системе звезды TRAPPIST-1 сразу три планеты находятся в обитаемой зоне, тогда как в Солнечной системе — лишь одна / NASA – JPL-Caltech

В Солнечной системе — восемь планет (не считая карликовых и спутников), но лишь одна из них достоверно обитаема. Один к восьми — это много или мало? Американские астрономы под руководством Стивена Кейна из Калифорнийского университета в Риверсайде попытались ответить на этот вопрос. Соответствующая статья опубликована в издании Astronomical Journal.

Поиски жизни в космическом пространстве обычно сосредоточены на том, что ученые называют зоной обитаемости — или «зоной Златовласки», то есть областью вокруг звезды, в которой на планете могут существовать жидкие океаны — необходимое условие для развития жизни в том виде, в каком мы ее знаем. «Это заставило меня задуматься о максимальном количестве обитаемых планет, которое может иметь звезда, и о том, почему у нашей звезды есть только одна такая», — говорит Кейн.

Ученый и его коллеги создали несколько моделей систем, в которых планеты разного размера вращались по стабильным орбитам вокруг своей звезды. Результаты моделирования показали, что вокруг некоторых звезд могут существовать до семи обитаемых планет. Такая звезда, как, например, наше Солнце, потенциально может поддерживать до шести планет с жидкими океанами и морями. Если же в обитаемой зоне оказывается более семи крупных космических объектов, то их орбиты становятся нестабильными.

Почему тогда Солнечная система имеет только одну обитаемую планету, если в ней «помещаются» целых шесть? Во-первых, модель, построенная учеными, работает для тех случаев, когда орбиты планет не эллиптические (как, например, у Земли), а круговые. Во-вторых, Юпитер, масса которого в два с половиной раза больше массы всех других планет Солнечной системы, вместе взятых, ограничивает ее общую «вместимость».

На сегодня известно очень небольшое количество звезд, вокруг которых есть планеты в обитаемой зоне. Сейчас Кейн занимается поиском новых систем, в которых есть потенциально обитаемые небесные тела. Он уже идентифицировал как минимум одну подходящую звезду — 8 СVN, она же Бета Гончих Псов: в ее планетной системе нет объектов, по своим размерам схожих с Юпитером, а значит, повышается вероятность найти там жизнь.

Новое исследование также дает лучшее понимание тех сил, которые могут изменить обитаемость нашей планеты. «Изучая свойства экзопланет, эволюционные пути которых могут быть похожи на нашу [Землю], мы получаем представление о прошлом и будущем этой планеты — и о том, что необходимо для ее обитаемости», — резюмирует Кейн.

Ранее мы писали о том, что условия под поверхностью Марса оказались подходящими для жизни, а искусственный интеллект предсказал шансы планетных систем на «выживание».