30.07.2020
5 304

Поток Феникса оказался кладбищем древнейших звезд

5.1

Движущиеся вокруг Млечного Пути звезды Потока Феникса оказались крайне бедны тяжелыми элементами — по-видимому, они представляют собой останки одного из древнейших шаровых скоплений, разрушенного нашей Галактикой.

Поток Феникса: взгляд художника
Поток Феникса: взгляд художника / ©James Josephides, S5 Collaboration

Наш родной Млечный Путь — довольно крупная и хорошо структурированная Галактика. Как и у других таких объектов, вокруг ее диска закручиваются узкие и длинные звездные потоки — объединения согласованно движущихся звезд, которые некогда были карликовой галактикой или скоплением, разрушенным гравитацией самого Млечного Пути.

Известно около двух десятков таких «течений» вокруг Галактики, включая Поток Феникса, открытый несколько лет назад. Видимый на южном небе, он протянулся на 8000 световых лет и состоит из старых звезд. Авторам новой статьи, опубликованной в журнале Nature, удалось выяснить происхождение Потока Феникса и восстановить картину гибели шарового скопления, из которого он образовался.

Древнее шаровое скопление сблизилось с Млечным Путем около двух миллиардов лет назад и начало разрушаться под действием приливных сил. Астрономы обнаружили, что звезды этого потока выделяются необычно низкой металличностью — содержанием элементов тяжелее водорода и гелия. По-видимому, они появились еще тогда, когда во Вселенной таких элементов было намного меньше.

В самом деле, все тяжелые элементы образовались в ходе термоядерных реакций в недрах звезд. Сменяя друг друга поколение за поколением, они наполнили космос материалом, из которого образовывались новые звезды, а содержание «металлов» в них каждый раз возрастало. Однако металличность звезд Потока Феникса оказалась на уровне лишь 0,3-0,4 процента от металличности Солнца; наблюдать подобное скопление ученым до сих пор не доводилось.

Судя по всему, предшественник Потока Феникса был крайне необычным и древним шаровым скоплением, непохожим на предшественников других звездных потоков Млечного Пути. Предполагается, что оно образовалось исключительно давно и по какой-то случайности сумело сохраниться вплоть до сравнительно недавнего времени, предоставив астрономам уникальную возможность изучить останки древнейших скоплений Вселенной.