18 января

В потоке Theia 456 насчитали почти 500 «сестринских» звезд

4.3

Один из звездных потоков Млечного Пути — Theia 456 — насчитывает около 500 звезд, родившихся почти одновременно и вытянувшихся в цепочку длиной около 500 световых лет.

Млечный путь и некоторые его звездные потоки: взгляд художника
Млечный путь и некоторые его звездные потоки: взгляд художника / ©Jon Lomberg

Помимо пары десятков крупных звездных потоков, вокруг центра Млечного Пути вращаются тысячи малых. Идентифицировано 8292 таких потока, всех их называют Theia, прибавляя нужный номер. Однако Theia 456 оказался весьма необычным: рассмотрев его с помощью космического телескопа Gaia, ученые обнаружили, что все звезды этого потока появились на свет практически одновременно. Об этом на 237-й встрече Американского астрономического общества сообщил Джефф Эндрюс (Jeff Andrews) из Северо-Западного университета.

В общей сложности Gaia насчитал в нем 468 звезд. Длина Theia 456 достигает 500 световых лет, так что звезды в нем достаточно разрежены. К тому же поток находится в плоскости Галактики, что дополнительно затрудняет его наблюдения. Поэтому астрономам пришлось использовать искусственный интеллект для поиска нужного сигнала в огромных массивах данных.

Это позволило не только идентифицировать звезды Theia 456, но и оценить их металличность (содержание тяжелых элементов), а в результате — и возраст. Все они оказались ровесницами, насчитывая около 100 миллионов лет. Это подтвердили и данные о скоростях вращения звезд Theia 456, и о направлении их движения.

«Звезды в большинстве потоков имеют общее происхождение, — сказал Эндрюс. — Что удивительного в Theia 456, так это то, что они расположены не тесно. Поток очень сильно вытянут». По-видимому, звезды Theia 456 сформировались вместе, в единой области звездообразования в Млечном Пути. Однако появившееся в результате скопление было разрушено гравитацией, вытянувшись в длинный поток.