Российские ученые создали «броню» для транспорта — сверхпрочный и недорогой материал — Naked Science
25.11.2020

Российские ученые создали «броню» для транспорта — сверхпрочный и недорогой материал / ©Getty images

Ученые уже запатентовали изобретение. Результаты исследования опубликованы в журнале «Материаловедение». «Разработка способна защитить автомобильный и железнодорожный транспорт от повреждений. Из нового материала можно производить защитные плиты для корпуса машин. По действию они похожи на керамические вставки в бронежилете: энергоемкий материал берет удар на себя, а автомобиль остается целым.

Кроме того, разработка также будет полезна в гражданском и дорожном строительстве – например, для создания тротуарной плитки, бордюров, фонтанов, украшений для фасадов. Из материала можно изготавливать взрывобезопасные контейнеры для аэропортов, вокзалов и метро», – рассказывает ведущий научный сотрудник краевого центра охраны труда Пермского Политеха, доктор технических наук Анна Игнатова.

Ученые выяснили, какое сочетание состава и технологических параметров поможет получить материал с оптимальными свойствами для этих задач. Изобретение содержит оксиды кремния, магния, алюминия, титана, марганца, кальция, натрия, калия, хрома и ванадия и серу. Материал обладает сложной структурой: в нем есть кубические элементы, которые «встроены» в более крупные сферические, как куклы в матрешке, а между ними – прослойка-«матрица» в виде сетчатого каркаса. Состав и структура делают материал прочным для ударов, стойким к износу и защищают от воздействия температуры.

Структура литого стеклокристаллического материала / ©Пресс-служба ПНИПУ

Исследователи подчеркивают, что новый материал, в отличие от аналогов, не требует для создания токсичных компонентов, например, оксида кобальта, или дефицитных карбидов с высокой стоимостью. Таким образом, другие материалы не позволяют добиться необходимых свойств или требуют дорогостоящей обработки.

Для того чтобы получить изобретение, ученые смешали компоненты в необходимых пропорциях и обработали сырье при температуре более 1400 градусов Цельсия, а затем постепенно охладили в течение 15 часов. Затем они провели лабораторные испытания на твердость и другие свойства. Эксперименты показали, что структура позволяет разработке распределять энергию разрушения внутри себя. Материал в 15 раз дольше противостоит износу, чем металл, а по прочности напоминает камень.