Обнаружена древнейшая галактика с диском и балджем — Naked Science

Обнаружена древнейшая галактика с диском и балджем

5.7

Несмотря на свой головокружительный возраст — более 12,4 миллиарда лет, — далекая галактика SPT0418-47 имеет четко оформленный диск и центральный балдж.

Линзированное изображение SPT0418-47
Линзированное изображение SPT0418-47 / ©ALMA, Rizzo et al., 2020

Одной из загадок астрономии остаются древние галактики. Некоторые из них образовались 12 и более миллиардов лет тому назад, когда сама Вселенная была совсем молодой, и трудно понять, как успели в ней появиться столь массивные и достаточно сложные структуры. Новый подобный объект обнаружили Франческа Риццо (Francesca Rizzo) и ее коллеги из немецкого Института астрофизики Общества Макса Планка.

В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые сообщают о наблюдениях галактики SPT0418-47, которая находится на расстоянии около 12,4 миллиарда световых лет и относится к тому далекому времени, когда с начала Большого взрыва не прошло и полутора миллиардов лет (вспомним, что возраст нашей скромной Земли оценивается в 4,5 миллиарда лет).

Реконструированное изображение SPT0418-47 / ©ALMA, Rizzo et al., 2020

Несмотря на это, SPT0418-47 представляет собой не просто скопление, а хорошо оформленный диск, и даже имеет балдж — центральное «вспучивание», особенно плотно населенное звездами. Балдж заметно выделяет ее на фоне других известных древних галактик, структурированных далеко не так четко. Спиральных рукавов, как у Млечного Пути и подобных ему высокоупорядоченных галактик, у SPT0418-47 еще нет, но астрономы полагают, что со временем появятся и они.