Обнаружена древнейшая галактика с диском и балджем — Naked Science

Обнаружена древнейшая галактика с диском и балджем

5.7

Несмотря на свой головокружительный возраст — более 12,4 миллиарда лет, — далекая галактика SPT0418-47 имеет четко оформленный диск и центральный балдж.

Линзированное изображение SPT0418-47
Линзированное изображение SPT0418-47 / ©ALMA, Rizzo et al., 2020

Одной из загадок астрономии остаются древние галактики. Некоторые из них образовались 12 и более миллиардов лет тому назад, когда сама Вселенная была совсем молодой, и трудно понять, как успели в ней появиться столь массивные и достаточно сложные структуры. Новый подобный объект обнаружили Франческа Риццо (Francesca Rizzo) и ее коллеги из немецкого Института астрофизики Общества Макса Планка.

В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые сообщают о наблюдениях галактики SPT0418-47, которая находится на расстоянии около 12,4 миллиарда световых лет и относится к тому далекому времени, когда с начала Большого взрыва не прошло и полутора миллиардов лет (вспомним, что возраст нашей скромной Земли оценивается в 4,5 миллиарда лет).

Реконструированное изображение SPT0418-47 / ©ALMA, Rizzo et al., 2020

Несмотря на это, SPT0418-47 представляет собой не просто скопление, а хорошо оформленный диск, и даже имеет балдж — центральное «вспучивание», особенно плотно населенное звездами. Балдж заметно выделяет ее на фоне других известных древних галактик, структурированных далеко не так четко. Спиральных рукавов, как у Млечного Пути и подобных ему высокоупорядоченных галактик, у SPT0418-47 еще нет, но астрономы полагают, что со временем появятся и они.

©ESO

Для обнаружения столь удаленного и не слишком яркого объекта пришлось прибегнуть к гравитационному линзированию — искривлению прямолинейного движения света массивным объектом, расположенным между нами. В случае с SPT0418-47 роль линзы сыграла более молодая галактика, позволившая радиотелескопу Европейской южной обсерватории ALMA рассмотреть далекую цель. На основе этого увеличенного и искаженного изображения ученые реконструировали исходный облик SPT0418-47.

«То, что мы увидели, оказалось весьма озадачивающим, — объясняют авторы работы. — Вместо рождения новых звезд и связанных с этим высокоэнергетических процессов, SPT0418-47 демонстрирует самый упорядоченный диск из всех, которые были найдены в ранней Вселенной. Это крайне неожиданно и важно для нашего понимания процесса рождения галактик».

Американцы провели «взрывные» испытания своего новейшего авианосца USS Gerald R. Ford (CVN-78). Многочисленные фото и видео позволяют рассмотреть эти тесты во всей красе.

Много лет нам показывали фотографии белого медведя, истощавшего до неузнаваемости, и говорили о том, что вымирание ждет не только их, но и других холодолюбивых животных. Однако целый ряд научных работ последних лет указывают на иное: нет никаких данных что такие звери на самом деле вымирают. Ряд индикаторов показывают, что это вообще вряд ли случится в ходе текущего потепления. Самые многочисленные пингвины Антарктиды и вовсе бурно размножились за счет отступления льдов. Число северных оленей в российской тундре растет так сильно, что это уже стало серьезной проблемой, с которой местные власти не знают, что делать. Что пошло не так в расчетах «зеленых»? Что позволяет зверям, нормально чувствующим себя в холоде, не слишком-то и страдать от их отступления? Разберемся.

Коллектив ученых из МФТИ и МИСиС разработал и протестировал новую платформу для реализации сверхсильной фотон-магнонной связи. Систему сделали из тонкопленочных гетероструктур на кристалле кремния. Это открытие решает проблему, над которой исследовательские группы в разных странах бились последний десяток лет, и дает доступ к новым возможностям в реализации квантовых технологий.