Биологи нашли феромон, заставляющий саранчу собираться в стаи — Naked Science
13.08.2020

Биологи нашли феромон, заставляющий саранчу собираться в стаи

6.8

Даже небольшие группы саранчи начинают испускать «феромон роения», который привлекает других особей и запускает превращение этих безобидных насекомых в ненасытную кочевую стаю.

©Colin Frankland

Различные виды саранчи большую часть времени проводят в совершенно безобидной одиночной фазе, мало отличаясь от обычных кузнечиков. Однако при определенных условиях, позволяющих им бесконтрольно размножаться, они начинают роиться, образовывать все более многочисленные стаи — и перерождаются физически. В стадной фазе саранча приобретает яркую окраску, увеличивается в размерах и становится намного активнее.

Дальнейшее известно: тучи, объединяющие тысячи и миллионы особей, перелетают с места на место, пожирая всю растительность на своем пути. В этом году страны на востоке Африки и в Азии страдают от таких нашествий пустынной саранчи Schistocerca gregaria, которая наносит огромный урон сельскому хозяйству, и даже в XXI веке средств эффективных борьбы с их вторжением у нас нет.

Неудивительно, что переход саранчи из одиночной в стадную фазу весьма интересует ученых, и похоже, что авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature, нашли главный «спусковой крючок» — химический сигнал, который запускает такое превращение. Известно, что для этого необходима достаточная плотность насекомых, и команду к «сбору» им дает 4-виниланизол (4VA), который Лэ Кан (Le Kang) и его коллеги из Китайской академии наук называют «феромоном роения».

Ученые идентифицировали летучие вещества, которые испускала группа Schistocerca gregaria в стадной фазе, выделив шесть соединений-кандидатов, не присутствующих у тех же насекомых в одиночной фазе. Затем биологи проверили их воздействие на отдельных особях. Обнаружилось, что одно из этих веществ, 4VA, сильно привлекает саранчу, вне зависимости от пола, возраста и фазы, заставляя собираться в тесные группы.

По оценкам ученых, уже пяти насекомых, собравшихся тесной группой, достаточно для того, чтобы они начали испускать 4VA. Авторы полагают, что именно этот феромон стимулирует одиночных особей образовывать рой, а стадным позволяет держаться вместе и стремительно увеличивать численность. Это подтвердили и полевые эксперименты, проведенные на севере Китая: ловушки с 4VA собирали больше насекомых, чем обычные.

Разумеется, вряд ли дело ограничивается одним этим феромоном: химические сигналы, которые используют насекомые, весьма сложны и редко бывают так «однозначны». Тем не менее 4VA может стать важным средством противостояния нашествиям саранчи, позволяя привлекать насекомых для «точечного» уничтожения, не требующего обработки инсектицидами больших территорий.

Это следы ног в мягкой грязи, оставленные первыми переселенцами в Америку. Их обнаружили в штате Нью-Мексико, и они датируются 23 тысячами лет назад.