05.05.2020
4 986

Геологическая активность на видимой стороне Луны может быть результатом катастрофы на обратной стороне

Распределение молодых пород, поднятых на поверхность Луны недавними геологическими процессами, показало, что источником этой активности может быть удар астероида, создавшего гигантский кратер Южный полюс — Эйткен.

Карта Луны
Карта Луны, составленная USGS и НАСА / USGS

Наш любимый спутник — Луна — слишком мал для того, чтобы поддерживать у себя настоящую геологическую активность. Ее недра остыли, а последние вулканы погасли не менее 100 миллионов лет назад. Но, похоже, на ней еще не стоит окончательно ставить крест. На ближней стороне Луны обнаружились следы совсем недавних геологических процессов — возможно, они продолжаются и сейчас.

В самом деле, размещенные на спутнике сейсмографы многократно фиксировали слабые «лунотрясения», понемногу меняющие ландшафт. Большинство из них вызываются земной гравитацией, однако характеристики некоторых подобных сотрясений не поддаются такому объяснению. Они больше похожи на наши землетрясения, связанные с тектоникой плит — на Луне, разумеется, отсутствующей.

Следы таких процессов рассмотрели геологи Питер Шульц (Peter Schultz) из Университета Браун в США и Адомас Валантинас (Adomas Valantinas) из Бернского университета в Германии. Используя данные наблюдений американского зонда Lunar Reconnaissance Orbiter, они оценили распределение относительно молодых пород, вынесенных на поверхность Луны тектоническими процессами. О результатах этой работы ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Geology.

Оказавшись «снаружи», минералы подвергаются эрозии и покрываются мельчайшей лунной пылью. Их отражательная способность понемногу снижается, они поглощают все больше фотонов и нагреваются слегка сильнее, чем совсем «свежие» породы. Это позволило идентифицировать более 500 таких участков недавней активности.

Распределение молодых участков на видимой стороне Луны / ©Valantinas & Schultz, 2020

Нанеся их на карту, геологи обнаружили, что те складываются в рисунок, совпадающий с расположением глубоких трещин коры, которые были обнаружены несколько лет назад и в целом повторяют очертания лунных морей. Прежде предполагалось, что они созданы постепенным остыванием спутника и его сжатием. Однако новые данные позволили дать другую гипотезу, связав эту недавнюю геологическую активность на ближней стороне Луны с катастрофой, случившейся на обратной стороне.

Речь о колоссальном бассейне Южный полюс — Эйткен, самом большом ударном кратере во всей Солнечной системе. Его сегодняшние размеры превышают 2000 километров в поперечнике, покрывая более четверти всего спутника. Возможно, тот удар сотряс его вплоть до самого ядра, создав с противоположной (видимой) стороны Луны глубокие трещины, заполнившиеся расплавленной магмой. Дальнейшее распространение этих трещин и магмы может отвечать и за часть геологической активности, которая сохраняется на спутнике до сих пор.