23 марта
13 041

Фоновое излучение Вселенной оказалось вдвое ярче, чем предсказывает теория

4.7

Измерения оптического внегалактического излучения, проведенные зондом New Horizons, показали, что все далекие звезды и галактики не способны создать столько фонового света.

New Horizons на фоне далеких звезд: взгляд художника
New Horizons на фоне далеких звезд: взгляд художника / ©NASA, JHU, SWRI

Даже если «выключить» на ночном небе Луну, звезды и все другие источники света, оно будет слабо светиться. Пространство заполняют фотоны, рожденные в древних галактиках, сверхновых, окрестностях черных дыр и до сих пор носящиеся по космическому пространству. Это внегалактическое фоновое излучение охватывает все диапазоны электромагнитного спектра, фактически сохраняя частицу всего света, появившегося во Вселенной на протяжении ее истории. О его новых наблюдениях рассказывается в статье Тода Лоуэра (Tod Lauer) и его коллег, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Астрономы стараются зарегистрировать такое слабое «эхо» древних светил как можно точнее. Однако сделать это крайне непросто, особенно в видимом диапазоне, который «забивается» излучением звезд и других ярких объектов, а пока мы находимся во внутренних частях Солнечной системы, где немало пыли, — еще и светом, рассеянным на ней. Поэтому новый эксперимент по наблюдению внегалактического фонового излучения проводили с помощью зонда New Horizons, который пересек границу Плутона несколько лет назад и сегодня находится на дальней периферии, на расстоянии 51 астрономической единицы (равна радиусу земной орбиты) от Солнца.

Работающий на аппарате телескоп LORRI направили на максимально темный участок неба, лишенный звезд и галактик. А из полученной картины «вычли» вклад рассеянного света близких источников и даже тепла от самого космического аппарата. Внегалактическое фоновое излучение оказалось неожиданно ярким. Ученые рассмотрели все возможные источники — далекие звезды, галактики, квазары, — которые рассмотрел телескоп Hubble в окрестностях того же участка неба, и показали, что они могут обеспечить лишь около половины внегалактического фона.

Подобное расхождение выявляли и прежде, но теперь оно показано с большей надежностью — и оказалось еще значительнее. Однако источники избыточного внегалактического фонового излучения пока не известны.

Ими могут быть множество «звезд-сирот», выброшенных из материнских галактик и скоплений в межгалактическое пространство и практически невидимых. Или же дополнительный свет способны создавать крошечные, тусклые и крайне далекие галактики, лежащие за пределами видимости телескопа Hubble. Выяснить это только предстоит: возможно, авторы работы просто не до конца учли шум от других близких источников, которые и создают избыток внегалактического света.