Какие профессии востребованы сегодня?
23 марта
13 103

Фоновое излучение Вселенной оказалось вдвое ярче, чем предсказывает теория

4.7

Измерения оптического внегалактического излучения, проведенные зондом New Horizons, показали, что все далекие звезды и галактики не способны создать столько фонового света.

New Horizons на фоне далеких звезд: взгляд художника
New Horizons на фоне далеких звезд: взгляд художника / ©NASA, JHU, SWRI

Даже если «выключить» на ночном небе Луну, звезды и все другие источники света, оно будет слабо светиться. Пространство заполняют фотоны, рожденные в древних галактиках, сверхновых, окрестностях черных дыр и до сих пор носящиеся по космическому пространству. Это внегалактическое фоновое излучение охватывает все диапазоны электромагнитного спектра, фактически сохраняя частицу всего света, появившегося во Вселенной на протяжении ее истории. О его новых наблюдениях рассказывается в статье Тода Лоуэра (Tod Lauer) и его коллег, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Астрономы стараются зарегистрировать такое слабое «эхо» древних светил как можно точнее. Однако сделать это крайне непросто, особенно в видимом диапазоне, который «забивается» излучением звезд и других ярких объектов, а пока мы находимся во внутренних частях Солнечной системы, где немало пыли, — еще и светом, рассеянным на ней. Поэтому новый эксперимент по наблюдению внегалактического фонового излучения проводили с помощью зонда New Horizons, который пересек границу Плутона несколько лет назад и сегодня находится на дальней периферии, на расстоянии 51 астрономической единицы (равна радиусу земной орбиты) от Солнца.

Работающий на аппарате телескоп LORRI направили на максимально темный участок неба, лишенный звезд и галактик. А из полученной картины «вычли» вклад рассеянного света близких источников и даже тепла от самого космического аппарата. Внегалактическое фоновое излучение оказалось неожиданно ярким. Ученые рассмотрели все возможные источники — далекие звезды, галактики, квазары, — которые рассмотрел телескоп Hubble в окрестностях того же участка неба, и показали, что они могут обеспечить лишь около половины внегалактического фона.

Подобное расхождение выявляли и прежде, но теперь оно показано с большей надежностью — и оказалось еще значительнее. Однако источники избыточного внегалактического фонового излучения пока не известны.

Ими могут быть множество «звезд-сирот», выброшенных из материнских галактик и скоплений в межгалактическое пространство и практически невидимых. Или же дополнительный свет способны создавать крошечные, тусклые и крайне далекие галактики, лежащие за пределами видимости телескопа Hubble. Выяснить это только предстоит: возможно, авторы работы просто не до конца учли шум от других близких источников, которые и создают избыток внегалактического света.