9 марта
12 685

Астрономы нашли сложную органику в протопланетном диске

5.2

В скоплении газа и пыли, где идет рождение новых планет, ученые заметили присутствие органических веществ, которые могут послужить «кирпичиками» для будущей жизни.

©ESO, L. Calçada, ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), A. Pohl, van der Marel et al., Brunken et al.

Для зарождения жизни на планете критически важно наличие разнообразных и достаточно сложных органических веществ. Многие из них могут появляться еще в космосе, из простейших неорганических молекул. Например, диметилэфир (H3C-O-CH3) широко встречается в холодных и плотных газопылевых скоплениях, в которых зарождаются новые звезды. Но между этими «звездными колыбелями» и планетами лежит долгий путь, а в протопланетных облаках, в которых непосредственно формируются планеты, диметилэфира до сих пор не обнаруживали.

Первую такую находку недавно сделали астрономы из Лейденской обсерватории в Нидерландах; их статья представлена в журнале Astronomy & Astrophysics. Любопытно, что публикация появилась 8 марта, и все шестеро ее авторов — женщины. На это обращают внимание в сообщении, распространенном пресс-службой Европейской южной обсерватории (ESO). Именно обсерваторию ESO ALMA использовали ученые, чтобы наблюдать звезду Oph-IRS 48, расположенную в 440 световых годах, в созвездии Змееносца.

Композитное изображение показывает содержание различных веществ в IRS 48: формальдегида (оранжевый), метанола (зеленый), моноксида углерода (фиолетовый) и диметилэфира (синий) / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), A. Pohl, van der Marel et al., Brunken et al.

Это молодая звезда, окруженная плотным протопланетным диском — облаком вещества, в котором формируются будущие планеты. Она привлекает особое внимание уже несколько лет, с тех пор как обнаружилось, что частицы в ее диске распределены сложным образом: чем больше — тем неравномернее. Самые мелкие частицы распределены по всему диску, а крупные образуют нечто вроде полумесяца, концентрируясь в одной области.

Предполагается, что это происходит под влиянием зародыша новой планеты или еще одной звезды, а «ловушка для пыли» (Dust Trap), где сконцентрированы крупные частицы, может стать центром образования других небесных тел будущей системы IRS 48: планет, комет и астероидов.

Асимметричный протопланетный диск IRS 48 заполнен частицами водного льда, на которых могут оседать органические молекулы. Судя по спектральным данным, которые получили ученые с помощью ALMA, среди этих соединений встречаются формальдегид и метанол, а также диметилэфир — самое сложное из них. Находясь непосредственно в околозвездном диске, эти вещества легко могут оказаться на новорожденных планетах и, если условия будут подходящими, послужат «строительными блоками» для будущей жизни.