Способность переваривать лактозу возникла в Европе всего за пару тысяч лет — Naked Science
04.09.2020

Способность переваривать лактозу возникла в Европе всего за пару тысяч лет

4.5

Исследовав поле битвы бронзового века, палеогенетики выяснили, что способность людей переваривать молоко во взрослом возрасте возникла в Центральной Европе всего менее чем за пару тысяч лет — чрезвычайно быстро по сравнению с большинством других эволюционных изменений у Homo sapiens.

Останки воина из долины реки Толлензе / ©phys.org

Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology. Известно, что, как правило, ни одно млекопитающие во взрослом возрасте не может переварить молоко (поэтому, кстати, не стоит давать его кошкам и собакам). Однако часть людей, благодаря генетической мутации, способна к усвоению лактозы, в то время как две трети населения мира по-прежнему страдают непереносимостью лактозы (молочного сахара, который придает молоку своеобразный сладковатый вкус).

Многие из тех, кто обладает такой способностью, имеют центрально- или североевропейские корни. Когда в человеческом обществе закрепилась эта особенность — доподлинно не известно, эта тема является предметом научных споров.

Останки воинов бронзового века, из которых были извлечены ДНК / ©phys.org

Международная группа ученых, в том числе специалисты из Майнцского университета (Германия) и Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США), попробовала пролить свет на этот вопрос. Для этого они исследовали генетический материал костей погибших во время битвы в бронзовом веке, около 1200 года до нашей эры, на берегах реки Толлензе в Германии (а также дополнили анализ данными из других, более ранних источников). Эта первое известное сражение в европейской истории. По оценкам экспертов, в нем, вероятно, участвовали более тысячи или даже более двух тысяч воинов, из которых почти четверть погибла.

Долина реки Толлензе в Германии / ©ru.wikipedia.org

Исследователям удалось секвенировать ДНК погибших. В результате получилось установить, что, хотя к тому моменту сельское хозяйство в Европе было вполне освоено, а козы и овцы, дающие молоко, одомашнены, только у 7,1 процента воинов имелась генетическая способность расщеплять лактозу. Однако уже при изучении других данных европейской ДНК, времен раннего Средневековья (то есть менее чем через две тысячи лет спустя), ученые обнаруживают: способность к усвоению лактозы во взрослом возрасте имели более 60 процентов местного населения, что близко к современным показателям. Потому что сегодня эти цифры в странах Центральной Европы колеблются от 70 до 90 процентов.

Такую скорость эволюционных изменений, по словам авторов исследования, можно назвать невероятно высокой. Ученые связывают это с ярким проявлением естественного отбора: европейцы с мутацией гена, отвечающего за способность к усвоению лактозы, имели больше шансов выжить и завести потомство. Почему к эволюционному преимуществу привело употребление именно молока, сказать сложно. Исследователи предполагают, что это произошло в силу того, что молоко — высокоэнергетический и доступный продукт, который мог повысить шансы на выживание во время голода или дефицита запасов чистой питьевой воды.