18.01.2023
Анна Новиковская
5 823

Употребление молока увеличило размеры человеческого тела

4.5

Начало массового употребления в пищу сырого молока, вызванное развитием животноводства, совпало со значительным увеличением роста и массы тела у жителей Европы.

Люди — единственные млекопитающие, которые регулярно продолжают пить молоко во взрослом возрасте / © cheeseginie.com

Между 10 тысячами и 15 тысячами лет назад люди по всей Евразии и Северо-Восточной Африке были заметно более низкими и худощавыми, чем сегодня. Так продолжалось вплоть до массового перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В разных районах Земли сельское хозяйство развивалось независимо: к примеру, в Центральной и Северной Европе люди чаще употребляли в пищу сырое молоко, чем жители Западной Азии, скорее налегавшие на сыры.

Однако, в отличие от кисломолочных продуктов, сырое молоко содержит гораздо больше молочного сахара, лактозы, для переваривания которой требуется особый фермент, у большинства млекопитающих перестающий работать в зрелом возрасте. Благодаря особой мутации люди «научились» переваривать лактозу, что обеспечило их новым высокоэнергетическим продуктом питания, положительно сказавшимся на параметрах тела.

Чтобы установить, как повлияло повышенное употребление молока на жителей Европы, международная группа исследователей сравнила рост и массу 3507 человеческих скелетов из 366 археологических памятников за 25 тысяч лет. Это позволило собрать большое количество данных из различных точек земного шара и сопоставить их с генетическими свидетельствами переносимости или непереносимости лактозы и с археологическими данными о распространении молочного животноводства.

В результате удалось выявить явную тенденцию увеличения массы и роста людей в регионах, где было отмечено развитие молочного животноводства, а также возникновение и распространение мутации, ответственной за переносимость лактозы. Иными словами, массовое употребление в пищу молока положительно сказалось на физическом состоянии людей, ведь теперь они были обеспечены стабильным источником пропитания.

Локальное увеличение роста и массы тела в Европе совпадает с появлением у людей генов переносимости лактозы / © 10.1073/pnas.2209482119

Косвенным подтверждением результатов исследования можно считать некоторые народы Африки — например, масаев, которые отличаются высоким ростом и одновременно развитой культурой молочного животноводства. Однако для окончательных выводов потребуются дополнительные данные.