25 января
Александра Медведева
2 558

Переход к мясной диете, вероятно, не сыграл роли в эволюции человека

4.5

Ученые опровергли гипотезу о том, что причиной появления многих анатомических особенностей, присущих современным людям, стал переход предков на мясную диету. Этот ошибочный вывод мог быть сделан из-за повышенного внимания специалистов к определенным этапам истории нашего вида.

Homo erectus
Homo erectus/ ©Mauricio Anton

Многие черты, присущие современному человеку, появились еще у его предка Homo erectus практически два миллиона лет назад. Этот эволюционный переход археологи часто связывали с изменением рациона — переходом на мясное питание. Однако новое исследование ученых из Университета Джорджа Вашингтона поставило под сомнение такую гипотезу. По мнению авторов статьи, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, множество археологических свидетельств перехода Homo erectus на мясную диету связано с повышенным вниманием исследователей к этому периоду человеческой истории.

Homo erectus — человек прямоходящий — предок Homo sapiens, появившийся на территории Африки около двух миллионов лет назад. Кроме прямохождения, ему были свойственны и другие черты современного человека — ранее ученые связывали это с изменением питания. Несмотря на более древние свидетельства плотоядности человека, Homo erectus считался первым видом Homo, перешедшим на полностью мясную диету, которая и стала причиной увеличения размеров мозга и тела, а также изменила строение кишечника.

Для проверки гипотезы ученые проанализировали данные, собранные на девяти археологических памятниках в Восточной Африке, 59 исследованных участков датировались 2,6-1,2 миллиона лет назад. Исследователи подсчитали, как часто там встречались сохранившиеся кости животных со следами порезов, сделанных каменными орудиями, — доказательства плотоядности древних людей. Они также проследили зависимость количества таких костей от возраста слоя, в котором те были найдены.

Оказалось, число доказательств плотоядности древних людей зависит от количества самих образцов, а также от тщательности раскопок на участке. При поправке на количество образцов увеличения числа свидетельств плотоядности между 2,6 и 1,2 миллиона лет назад вообще не наблюдается. Таким образом, множество доказательств мясного питания Homo erectus связано лишь с повышенным вниманием ученых к этому виду, а не с реальным изменением поведения.

По мнению авторов статьи, их результаты дают совершенно новое прочтение археологической летописи и подчеркивают важность вопросов эволюции нашего вида. Теперь археологам потребуются новые объяснения того, почему у человека возникли определенные анатомические и поведенческие черты, сохранившиеся до сих пор. Возможно, причина кроется в использовании огня или приготовлении пищи. Однако пока ни одно возможных объяснений не нашло точного подтверждения в археологических данных.