13.10.2023
1 343

Эректусы освоили высокогорье два миллиона лет назад

5.3

Авторы повторного исследования одной из самых древних человеческих окаменелостей выяснили, кто придумал ашельскую культуру.

Эректусы в высокогорье
Высокогорные эректусы в представлении художника / © Diego Rodriguez Robredo / Автор: Екатерина Лебедева

Более 40 лет назад на одной из стоянок комплекса Мелка-Контуре нашли челюстную кость древнего представителя рода Homo. Мелка-Контуре расположена в Эфиопии, на берегах реки Аваш, в 50 километрах от столицы страны. Стоянка Гарба-IV, на которой и обнаружили человеческую окаменелость, находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря.

По кости определили примерный возраст ее владельца — это был ребенок трех-пяти лет. Но выяснить, к какому именно виду рода Homo он принадлежит, не удалось. Предполагали, что ребенок относился к Homo habilis, Homo erectus или даже к Homo ergaster. Теперь ответ получен.

Челюсть эректуса
Челюстная кость и зубы ребенка Homo erectus возрастом два миллиона лет / © Margherita Mussi et al.

В журнале Science вышла работа, авторы которой повторно исследовали детскую челюсть со стоянки Гарба-IV с помощью метода синхротронного сканирования. Они смогли изучить зубы ребенка, которые еще не полностью прорезались из челюстной кости. Зубы считаются одним из самых надежных маркеров при определении вида Homo.

Маргерита Мусси (Margherita Mussi), руководитель итало-испанской экспедиции, которая занимается раскопками комплекса Мелка-Контуре, вместе с коллегами сравнила форму зубов высокогорного ребенка с зубами различных видов гомининов. В результате ученые пришли к выводу, что челюсть принадлежала раннему эректусу.

Два года назад научная группа под руководством Мусси опубликовала работу, в которой повторно датировала стоянку Гарба-IV. В отложениях осадочных пород исследователи обнаружили следы прошлых изменений магнитного поля Земли, которые можно сопоставить с аналогичными данными в других местах. На основании этого они пришли к выводу, что возраст слоя, в котором нашли детскую челюсть, составляет два миллиона лет. И значит, это один из самых древних представителей Homo erectus из когда-либо найденных.

Авторы работы отметили, что у них нет данных о том, эволюционировал ли Homo erectus на равнинах и уже затем поднялся наверх, или же он развивался локально. Они предположили, что уже начавшаяся в тот момент аридизация заставила древних людей подняться так высоко в горы.

Кроме того, исследователи повторно изучили каменные орудия, найденные в отложениях Гарба-IV. В слое возрастом два миллиона лет находились орудия, которые однозначно были отнесены к олдувайской культуре. Но уже в следующем слое, возрастом 1,95 миллиона лет, массово появляются орудия ашельской культуры. Причем это самые ранние орудия ашельской культуры из всех известных.

Каменные орудия
Олдувайские и ашельские орудия со стоянки Гарба-IV / © Margherita Mussi et al.

Олдувайские орудия считаются самыми простыми из тех, что использовали древние люди. Изготовление ашельских требовало тщательного планирования и более отточенной техники. Но ашель открывает больше возможностей для охоты и последующей обработки добычи.

По мнению исследователей, именно вынужденное переселение в высокогорье заставило эректусов «изобрести» ашель. Они должны были как-то приспособиться к непривычным для них условиям жизни, поэтому разработали новые виды каменных орудий.

Как сказано выше, Гарба-IV находится на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря. Это не настолько высоко, чтобы низкий уровень кислорода стал серьезной проблемой. Там было холоднее, чем на равнине, но более влажно. Благодаря последнему фактору в высокогорье было больше деревьев, кустарников, а также животных — потенциальной добычи. Равнины же в это время становились все более пустынными.

Спустя тысячелетия Homo erectus стал первым известным гоминином, который вышел за пределы Африки и достиг Дманиси на территории современной Грузии 1,8 миллиона лет назад, а Явы на территории Индонезии — примерно 1,3 миллиона лет назад. Жизнь на Эфиопском нагорье была хорошей подготовкой к дальним странствиям, полагают авторы исследования.

Отметим, что на вопрос эволюции эректусов есть и иные взгляды. В Китае найдены их останки, датируемые чуть более ранним временем, хотя и вокруг этих данных идет достаточно бурная дискуссия. Часть антропологов придерживаются точки зрения, что первыми из Африки вышли еще Homo habilis, а уже в Азии они эволюционировали до Homo erectus, откуда вернулись в Африку. Другие исследователи оспаривают эту гипотезу.