05.10.2020
6 058

Из средневековых уборных выделили ДНК

4.5

Ученые из Великобритании выделили дезоксирибонуклеиновую кислоту из двух общественных средневековых уборных — в Европе и на Ближнем Востоке. Исследователи надеются, что эта информация поможет понять, как изменился человеческий микробиом, и, как следствие, узнать причины многих современных заболеваний.

Деревянная уборная Средних веков, Рига / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B. Известно, что микробиом (совокупность всех микробов, населяющих организм человека) людей, живущих в индустриальных сообществах, отличается от микробиома сообществ охотников-собирателей.

Поэтому ученые предполагают, что многие заболевания, от которых страдают люди в современном индустриальном мире (аллергии, ожирение и так далее), связаны с изменениями в микробиоме. Поэтому и возникла идея сопоставить «здоровый» микробиом людей доиндустриальной эпохи с «нездоровым» современным.

Ученые из Кембриджского университета провели анализ содержимого средневековых уборных XIV и XV веков (в Иерусалиме и Риге), чтобы выяснить состав содержимого кишечника человека того времени: то есть до появления антибиотиков, фастфуда и других составляющих современного индустриального общества.

Подобные исследования проводили и ранее, выявляя, например, насколько были распространены глистные инвазии у жителей Средневековья. Но если яйца паразитов под микроскопом рассмотреть вполне реально, то многие кишечные микроорганизмы слишком малы для того, чтобы их увидеть. Выход один — восстановить и исследовать их ДНК.

Поначалу специалисты выражали скепсис по поводу исследования содержимого средневековых туалетов, которые давно не использовались, ведь с тех пор прошло слишком много времени — биосигнатуры могли попросту разрушиться. Обычно бактерии извлекают из более устойчивых структур вроде зубов или костей. И одной из задач стало отличить обычные почвенные бактерии от бактерий, которые когда-то населяли кишечник человека.

В итоге ученым удалось идентифицировать широкий спектр бактерий, архей, грибков и простейших, которые обитали в кишечнике. Они выяснили, что микробиомы из Иерусалима и Риги имели некоторые общие характеристики. При этом, с одной стороны, они были схожи с микробиомами современных охотников-собирателей, а с другой — с микробиомами индустриального населения.

Таким образом, они представляют собой собственную уникальную группу, аналогов которой нет в современном мире. Исследователи подчеркивают, что необходимы дальнейшие исследования на других археологических объектах и в иные временные периоды, чтобы более подробно проследить историю того, как микробиом менялся в различных группах с течением времени.