9 июля
8 318

В Испании нашли древнейшие останки Homo в Европе

5.3

В одной из пещер на севере Пиренейского полуострова палеоантропологи обнаружили самые ранние следы пребывания человека в Европе — на 200 тысяч лет древнее, чем предыдущие находки.

Фрагменты черепа подростка вида Homo antecessor из коллекции Музея естествознания в Лондоне / ©wikipedia.org

Представители археологического фонда «Атапуэрка» заявили, что в июне 2022 года в пещере Сима-дель-Элефанте фрагмент челюсти Homo. По результатам предварительного исследования его возраст оценили в 1,4 миллиона лет.

Сима-дель-Элефанте — одна из многочисленных пещер археологического памятника Атапуэрка в испанской провинции Бургос. В тех местах люди и их предки устраивали стоянки с нижнего плейстоцена (более миллиона лет назад) до голоцена. В Атапуэрке найдено несколько тысяч фрагментов костей разных видов людей: причем они распределены по слоям, изучение которых помогает определить возраст находок.

До сих пор самой древней окаменелостью гоминин, найденной в Европе, была челюстная кость, найденная в том же месте в пещере Сима-дель-Элефанте в 2007 году. Ее датировали возрастом 1,2 миллиона лет. Новая находка сделана в слое, который на 2 метра ниже — что и вызвало первые предположения по поводу возраста древнего Homo.

Фрагмент челюсти, возраст которой может составлять 1,4 миллиона лет / ©Susana Santamaria / Fundación Atapuerca

Теперь исследователям предстоит провести уточненную оценку возраста фрагмента челюстной кости с помощью физических методов датировки. Этими исследованиями занимаются специалисты из Национального центра исследований эволюции человека в Бургосе. По их словам, процесс займет от шести до восьми месяцев.

Ученые надеются, что анализ поможет определить, к какому виду гоминин принадлежит фрагмент челюстной кости, и лучше понять, как происходила эволюция человека на европейском континенте. Ведь до сих пор исследователи не смогли с уверенностью определить, кому принадлежала челюстная кость, обнаруженная в 2007 году.

Они предполагают, что окаменелость может соответствовать Homo antecessor (человек-предшественник), кости которого нашли в 1994 году в одной из пещер Атапуэрки. Возраст той находки — чуть меньше миллиона лет. Если удастся надежно соотнести все эти костные останки друг с другом, то можно будет говорить, что человек-предшественник освоил Европу почти полтора миллиона лет назад.

Кроме того, если предварительную датировку находки подтвердят другими методами, то встанет вопрос о путях миграции рода Homo. Самый короткий путь из Африки к северу современной Испании лежит через Гибралтар. Но палеоантропологи часто ставят под сомнение возможность древних Homo пересекать крупные водные преграды.

Конечно, они могли выйти из Африки и по традиционному маршруту — через Ближний Восток. Но чтобы после этого добраться до Атапуэрки, им пришлось бы пройти всю Европу, и тогда становится совершенно непонятно, почему мы не находим столь древние следы до Испании — в Греции, Болгарии, Италии.

Хронологически находка возрастом 1,4 миллиона лет может принадлежать и Homo erectus. Считается, что именно эректусы около 0,8 миллиона лет назад заселили остров Флорес (ныне Индонезия), где со временем потомки «колонистов» дали новый вид, Homo floresiensis. Остров Флорес всегда был отделен от соседних морским проливом, еще более сложным для преодоления, чем Гибралтар.