30.03.2021
1 876

Ученые из Бразилии выяснили, что вклад австралийских аборигенов, меланезийцев и народов Южной Азии в формирование общности коренных жителей Южной Америки более весомый, чем это представлялось.

Генетическое влияние австралийцев на древних индейцев Южной Америки оказалось сильнее, чем предполагали / ©Getty images

Работа опубликована в журнале PNAS. В 2015 году появились сразу два научных исследования, благодаря которым была открыта интригующая связь между аборигенами Австралии, меланезийцами, южноазиатскими народами и коренными жителями Южной Америки (а конкретно — индейцами Амазонии). Оказалось, у этих людей есть общая генетическая составляющая, притом что их разделяют сотни километров океана.

Как возникла эта загадочная взаимосвязь — до конца не ясно. Считается, что австралийские и южноазиатские гены проникли к коренным жителям Южной Америки во время миграции предков последних через Евразию около 20 тысяч лет назад, когда ныне затопленная территория Берингова пролива была сушей. Примерно 15 тысяч лет назад многие из них добрались до Южной Америки и осели там. Вклад австралазийцев в генетику южноамериканских индейцев считался не очень большим.

Однако группа ученых из университетов Сан-Паулу и Риу-Гранди-ду-Сул показала, что это влияние было шире. Один из ранее выявленных признаков австралазийского влияния на коренных жителей Южной Америки — так называемый сигнал популяции Ипикуэра (сигнал Y). Так ученые назвали генетический вариант, который до сегодняшнего дня выявили только у современных индейцев Амазонии.

Относительные закономерности генетической близости австралийцев среди групп коренных американцев / ©www.pnas.org

Геномный анализ с участием 383 представителей коренных народов Южной Америки показал, что сигнал Y присутствует не только у индейцев Амазонии, но и у других коренных народов, проживающих неподалеку от тихоокеанского побережья Перу, а также в западной и центральной частях Бразилии.

К таким сообществам можно, например, отнести индейцев чотуна, гуарани-кайова и хаванте. Таким образом, ученые пришли к выводу, что в древности обитатели островов Тихого океана и жители Южной Америки контактировали друг с другом. Исследователи считают, что было как минимум две волны миграции в эту сторону: представители одной, с вариацией сигнала Y, поселились на островах и материках Тихого океана, а вторая волна, имеющая чисто австралийского происхождение, позже мигрировала на восток, заселив Амазонию и Центральную Бразилию.