18.01.2021
Ольга И.
6 827

Археологи выяснили, что курили древние майя, помимо табака

4.6

Американские ученые выявили следы растений, не относящихся к табаку, в лекарственных сосудах древних майя.

Фронтальный и боковой вид обшитой панелями колбы типа Муна (750–900 гг. н. э.) с характерным орнаментом с зазубренными краями / ©phys.org / Автор: Lampronia Auxilius

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Известно, что шаманы индейцев Мезоамерики общались со сверхъестественными существами в том числе посредством употребления психоактивных растений. Ученые предполагают, что в силу своей сакральности доступ к ним был ограничен, поэтому, вероятно, такие курительные смеси хранили в специальных сосудах.

Наиболее вероятные «кандидаты» на роль таких сосудов — так называемые вененерас (veneneras, в переводе — «бутылка с ядом»; в них хранили лекарства, табак, пигментирующие вещества и яды), миниатюрные керамические контейнеры, найденные, например, на археологических комплексах древних майя.

Ученые из Вашингтонского государственного университета, Чикагского университета и Университета Кентукки (США), Национального института антропологии и истории (Мексика) исследовали 14 «вененерас». Часть из них взяли из музейных коллекций (и потому подвергали реставрационным процедурам), другую часть получили во время недавних археологических раскопок (они не подвергались музейной обработке).

Как и ожидалось, в сосудах обнаружили следы табака двух видов — Nicotiana tabacum и N. Rustica. Но, помимо них, в «вененерас» нашли и микроскопические остатки Tagetes lucida — мексиканского эстрагона, или бархатцев лучистых. Поэтому авторы работы предположили, что индейцы майя добавляли в свою табачную смесь бархатцы, чтобы курение было приятным.

«Хотя было установлено, что табак широко использовался на всей территории Америки до и после контакта с европейцами, доказательства использования других растений в медицинских или религиозных целях остались в значительной степени неизученными», — сообщил доктор антропологии Вашингтонского государственного университета Марио Циммерманн.

До этого идентификация остатков растений в древних индейских сосудах ограничивалась небольшим числом биомаркеров, в которые входили никотин, анабазин (алкалоид, выделяемый из некоторых видов растений, включая табак), котинин (алкалоид табака) и кофеин. Теперь, благодаря новым методам исследования, этот пробел в знаниях можно будет восполнить.