23.09.2023
Михаил Орлов
11 176

Жители древней Амазонии намеренно делали компост и удобряли почву

4.2

Долгое время ученые не могли понять, как среди бедной почвы бассейна Амазонки появились небольшие участки черной плодородной земли. Из нового исследования следует, что аборигены Америки создали их намеренно. Они целенаправленно собирали и перерабатывали органику, чтобы улучшить возделываемую почву.

Современная деревня Kuikuro
Современная деревня Kuikuro / © Morgan J. Schmidt et al., 2023 / Автор: Андрей Чернов

Бассейн Амазонки покрыт густыми лесами и имеет рекордные показатели биоразнообразия. К сожалению для жителей Южной Америки, о местных почвах такого сказать нельзя: они имеют небольшую мощность, низкое плодородие и с трудом поддаются обработке.

Кстати, самые плодородные почвы, в которых больше всего органического углерода, — черноземы — формируются под совсем другими, степными сообществами. В дождевых лесах картина словно перевернута: много углерода запасено в биомассе растений, а не в тонких почвах.

Насыщенным черным цветом обладают и многочисленные небольшие участки, разбросанные по Амазонии, хотя это отнюдь не черноземы. Археологи обнаружили их недалеко от поселений, где сотни и тысячи лет назад жили коренные обитатели Америки. Это так называемая терра прета (от португальского terra preta, «черная земля»), которая явно была создана людьми. Но долгое время было непонятно, стали эти плодородные участки побочным продуктом сельского хозяйства или создавались древними растениеводами специально — с целью мелиорации.

Авторы новой статьи для Science Advances заявили, что сумели решить этот вопрос. С помощью сочетания экологических и археологических исследований, а также изучив приемы ведения сельского хозяйства у современных аборигенов, они показали, что терра прета создавалась целенаправленно.

«Если вы хотите организовать большое поселение людей, вам необходимо обеспечить источник продуктов. Однако из почв Амазонии активно вымываются элементы питания, так что в природном виде они плохо подходят для возделывания растений. Мы установили, что к созданию этих черных почв приложили руку люди, а также что они намеренно изменяли древнюю экологическую среду — чтобы им в ней лучше жилось», — пояснил один из авторов статьи Тейлор Перрон (Taylor Perron) из Массачусетского технологического института.

Среди прочего авторы изучили современные земледельческие практики народа киукуро (kiukuro) — создание «мидденов» (middens), то есть куч из отходов и остатков пищи наподобие компостных куч. Их организуют в определенных местах близ центра поселения. Аборигены также разбрасывают пепел на полях и помещают уголь у корней деревьев, что исследователи назвали осознанным действием.

В результате таких вполне грамотных приемов агронома почва значительно обогащается органическим углеродом, приобретает черный цвет и становится плодороднее. Выходит, что еще много веков назад аборигены Амазонии занимались секвестрацией углерода, то есть связыванием этого элемента и его фиксацией, — сейчас это считают приемом «зеленого» земледелия.

Любопытно и вполне разумно, что делянки древней удобренной почвы располагали особым образом: в виде радиальных полос, вписанных в общую структуру селения.

Ученые также отметили, что копившиеся веками запасы углерода по-прежнему покоятся в амазонской почве. Согласно оценкам, их масса довольно значительна и составляет примерно несколько тысяч тонн для окрестностей одного древнего поселения в Амазонии, а их общее число, как отмечают исследователи, довольно велико.