Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи воспроизвели технику наскального рисунка жителей Австралии
Для изображения миниатюрных узоров, предметов и человеческих фигур австралийские аборигены пользовались трафаретами из пчелиного воска.
До использования трафарета додумались еще первые художники человечества, жившие десятки тысяч лет назад. Многочисленные отпечатки рук, оставленные на стенах древних пещер — от Европы до Южной Америки и Австралии, — указывают на использование одной и той же техники: рука прикладывалась к поверхности и опрыскивалась сквозь трубочку красящим пигментом, оставляя негативное изображение.
Трафаретной (шаблонной) техникой пользовались и австралийские аборигены, оставившие многочисленные наскальные рисунки в пещере Юбилинджи (Yilbilinji), которые сегодня находятся на территории национального парка Лиммен на севере страны. Пещера остается священной для местной народности марра, с представителями которой тесно работали археологи из Университета Флиндерс. Статья Лайама Брэди (Liam Brady) и его коллег опубликована в журнале Antiquity.
Дело в том, что в Юбилинджи найдено более 300 рисунков, датированных возрастом 400-500 лет. Многие из них изображают людей, бумеранги и другие повседневные объекты в натуральную величину: они были нанесены с использованием самого предмета в качестве трафарета. Однако 17 трафаретных рисунков изображают и людей, и бумеранги в уменьшенном виде. Чтобы понять, как они были сделаны, ученые обратились к экспериментальной археологии, попытавшись воспроизвести древнюю технологию рисунка.

Лайам Брэди и его соавторы обратили внимание на традицию носить с собой шарики пчелиного воска, которая сохранялась у аборигенных народов Австралии вплоть до недавнего времени. Растопленный воск находил целый ряд полезных применений — от закрепления наконечников на гарпунах до изготовления детских игрушек. Поэтому ученые предположили, что из него же могли делаться миниатюрные копии предметов и геометрических фигур — трафаретов для наскальных рисунков.
Обратившись к помощи местных марра, потомков тех древних художников, археологи смогли воспроизвести эту технику. Из пчелиного воска были изготовлены небольшие фигуры, а затем получены и рисунки, в точности воспроизводящие творения давно забытых авторов. Но вот назвать предназначение этого искусства ученые пока не могут. Эти миниатюры расположены довольно низко над уровнем пола пещеры, поэтому они могли быть не только элементом магического ритуала, но и результатом обычной детской игры.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии