Какие профессии востребованы сегодня?
14 июня
1 346

Археологи нашли в Англии загадочное «кладбище лягушек» железного века

3.7

Кости сразу нескольких сотен земноводных оказались в одном месте: то ли лягушки и жабы попали в природную ловушку, то ли их просто съели.

Травяная лягушка / ©Шатилло Г.В.

Археологи из компании MOLA Headland Infrastructure проводили раскопки перед ремонтом и расширением автотрассы в Кембриджшире (Великобритания). В деревне Бар-Хилл они нашли круглый дом, который люди использовали в течение среднего и позднего железного века (400-43 года до нашей эры).

Вдоль западной части стены дома находилась канава длиной 14 метров. В ней исследователи обнаружили почти 700 килограммов костей домашних животных, а также восемь тысяч костей амфибий — жаб и лягушек. Сейчас анализ еще идет, но уже определили, что в канаве были кости не менее 350 земноводных.

Кости жаб и лягушек / ©MOLA Headland Infrastructure

Хотя находки костей лягушек при археологических раскопках нельзя назвать чем-то необычным, огромное количество останков, сконцентрированных в одном месте, представляет собой загадку.

То, что их кости оказались в одном месте с костями домашнего скота, наводит на мысль о еде. Дело в том, что хотя поедание лягушачьих лапок в массовом сознании прочно ассоциируется с французской кухней, самые древние следы употребления этих животных в пищу найдены именно в Британии. Причем задолго до появления французской кухни, да и самой Франции.

Почти девять лет назад при раскопках мезолитической стоянки Блик-Мид археологи нашли обгоревшую и объеденную лягушачью лапку. Находку датировали восемью тысячами лет назад. Она находилась среди костей оленей, вепрей, рыбы — то есть среди пищевых отходов. Был сделан вывод, что жители острова времен мезолита вполне себе употребляли земноводных в пищу.

Конечно, между Блик-Мидом и круглым домом железного века прошло очень много времени. Люди, которые жили в доме, уже не охотники-собиратели, а вполне себе земледельцы и скотоводы. К тому же на костях лягушек железного века пока не нашли следов, оставленных при приготовлении пищи.

Общий вид раскопок / ©MOLA Headland Infrastructure

Впрочем, последнее не гарантирует того, что земноводных не съели, ведь их могли просто сварить, а потом отделить руками мясо так, что это не оставило бы следов на костях. Но это лишь предположение.

Также нет видимых признаков того, что такое скопление останков лягушек было вызвано поеданием их птицами или мелкими млекопитающими. Если бы это было так, на костях тоже остались следы зубов, клювов или признаки переваривания.

Если лягушки Бар-Хилла не были добычей, то могли ли они быть хищниками, привлеченными в это конкретное место обещанием пищи? Недалеко от исследуемого круглого дома археологи нашли обугленное зерно. Судя по всему, люди, жившие в поселении, обрабатывали там зерно, а это занятие обязательно должно было привлечь вредителей. Среди них могли быть жуки и тля, которыми питаются лягушки.

Но даже если лягушки пришли за едой, не совсем понятно, почему они массово погибли в одном месте. Ученые предлагают несколько вариантов разгадки этой древней лягушачьей трагедии. Известно, что весной лягушки перемещаются в больших количествах в поисках мест для размножения. Лягушки, найденные в Бар-Хилле, могли упасть в канаву круглого дома во время этой миграции, а затем не сумели выбраться.

Необычная смертность также могла быть вызвана зимними трудностями. Зимующие лягушки иногда прячутся в иле на дне прудов и канав. Хотя обычно весной они снова выходят на поверхность, сильный холод иногда может их убить. Возможно, такая участь постигла некоторых лягушек в Бар-Хилле во время особенно холодной зимы. Или же они умерли от болезни.

Остается еще одна гипотеза. Она связана с тем, что кости жаб и лягушек оказались среди останков домашних животных. Последние явно попали в канаву с помощью людей. Могли ли жители поселения проводить обряды, которые включали бы жертвоприношение земноводных? Конечно, могли, хотя обычно такие практики ассоциируются у нас с алхимией и ее черномагическими течениями. Но если подобный обряд и проводили люди железного века, то никаких подтверждений этому археологи пока не нашли. В том числе столь же масштабных «кладбищ лягушек» у других поселений.