15.09.2023
5 613

Африканские следопыты помогли расшифровать пещерные изображения охотников-собирателей

4.0

В пещерах на северо-западе Намибии находятся сотни вырезанных в камне следов животных и людей, которые сделали охотники-собиратели позднего каменного века. Чтобы понять, каким животным принадлежали отпечатки, немецкие исследователи обратились за помощью к следопытам из коренных народов Калахари.

Вырезанные в камне следы животных и людей
Вырезанные в камне следы животных и людей, найденные в Доро-Навас, Намибия / © Andreas Pastoors, CC-BY 4.0 / Автор: Lampronia Auxilius

Наскальные изображения отпечатков лап животных, а также ног и рук людей, созданные тысячи лет назад, ученые находят в пещерах многих стран. Например, в Патагонии (Аргентина), Галисии (Испания), в некоторых регионах Саудовской Аравии, Австралии, США, а также в Южной Африке. Особенно богата пещерной живописью Намибия: там встречается довольно много наскальных изображений, сделанных в‎ позднем каменном веке. Несмотря на большое их количество, эти изображения до сих пор мало изучены.

Стоит отметить, что под поздним каменным веком понимают одну из доисторических эпох на территории этой части Африки. По разным данным, там она началась примерно 50-39 тысяч лет назад и закончилась приблизительно в первом тысячелетии до нашей эры.

Группа ученых из Эрлангенского университета (Германия) изучила наскальную живопись, которую недавно обнаружили в пещерах на территории заповедника Доро-Навас в северо-западной части Намибии. А именно — искусно вырезанные в камне следы животных и людей, сделанные охотниками-собирателями между 5000 и 1000 годами до нашей эры. Свои выводы исследователи представили в журнале PLOS One

Наскальные изображения следов животных и людей
Узкий коридор в одной из пещер в Доро-Навас. По обе его стороны находятся наскальные изображения следов животных и людей / © T. Lenssen-Erz

В частности, немецкие ученые попытались узнать, каким именно животным принадлежали эти отпечатки. С помощью стандартных археологических методов выяснить это не получилось, поэтому специалисты обратились к местным следопытам из числа коренных народов пустыни Калахари, которые не первый год работают на охотников.

Из 513 вырезанных в камне следов животных эксперты-следопыты смогли расшифровать чуть более 400: они назвали вид животного, пол и возраст. Так стало известно, что художники позднего каменного века изображали следы 40 видов существ. Среди них — жираф, белый и черный носороги, куду, страус, леопард, бородавочник, зебра, африканская дикая кошка, каракал, гепард, лев, трубкозуб, шакал. Примерно 60 следов принадлежали птицам, например птице-секретарю, аисту марабу, цесарке.

Исследователи отметили, что пещерная живопись охотников-собирателей Доро-Навас по большей части была представлена именно вырезанными в камне отпечатками зверей, а не наскальными изображениями самих животных. Древние художники, вероятно, предпочитали изображать следы взрослых особей, чаще самцов, чем самок.

Наскальные изображения животных и людей
Наскальные изображения животных и людей в Доро-Навас / © T. Lenssen-Erz

Большинство животных, чьи отпечатки создавали древние мастера, все еще встречаются вблизи Доро-Навас, но другие виды, в том числе голубой гну, буйвол, бушбок и верветка, можно найти только в районах, где много воды, то есть в сотнях километров от заповедника. По мнению немецких ученых, это означает, что древние художники, прежде чем изобразить следы таких животных, должны были встретиться с ними вдали от дома.

К сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что африканские следопыты в своих утверждениях были правы, проверить их выводы пока невозможно. Однако один из авторов исследования Андреас Пастурс, чьи слова приводит научно-популярный журнал New Scientist, отметил, что нет причины сомневаться в анализе его помощников, поскольку «для опытных следопытов отпечатки лап животных так же узнаваемы, как и само животное».

«Африканские следопыты всегда работают вместе и принимают решения сообща, полагаясь на огромный опыт», — подчеркнул он.

Пока немецкие исследователи точно не знают, для чего именно древние люди вырезали в камне следы зверей — возможно, для обучения. Отпечатки животных, оставленные на земле, служили важным источником информации для охотников-собирателей, потому что от этого зависело их выживание. Если человек умел «прочитать» след, он мог правильно определить по нему зверя, его массу, состояние, направление движения, а значит, выследить и убить.

Авторы работы отметили, что их подход к расшифровке изображений позднего каменного века позволит лучше понять не только культуру и традиции древних африканских племен, но и окружающую среду, в которой те жили.