Выбор университета и успеваемость студентов частично заложены в ДНК — Naked Science
19.10.2018
Редакция Naked Science

Выбор университета и успеваемость студентов частично заложены в ДНК

Исследования Королевского колледжа Лондона впервые продемонстрировали, что генетика играет важную роль в том, хотят ли молодые люди поступать в университет, какой вуз они выбирают и каких успехов там добиваются.

your-graduation-day-16x9

Результаты основаны на изучении образцов ДНК 3000 пар близнецов Великобритании и 3000 обычных людей. Сравнение идентичных и неидентичных пар близнецов позволило исследователям вычленить факторы, влияющие на поступление в университет и успешность обучения. Полученные данные опубликованы в журнале Scientific Reports.

Группа ученых из Лондонского института психиатрии, психологии и нейробиологии во главе с Эмили Смит-Вулли (Emily Smith-Woolley) и Зиадой Айореч (Ziada Ayorech) обнаружила, что в 51% случаев на решение поступать в университет влияет именно генетический фактор абитуриента. Фактор, который исследователи называют «общей средой» (в основном это школа и семья), играет ключевую роль в 36% случаев, тогда как на индивидуальность человека остаются лишь 13%.

Кроме того, нейробиологи выяснили, что генетика объясняет 57% различий в результатах экзаменов. Такой же показатель — в разнице выбора учебного заведения. На достижения в университете генетический фактор влияет в 46% случаях.

Однако ученые утверждают, что как только студент попадает в университет, фактор «общей среды» становится все менее и менее значимым, снижаясь до 1%, а на достижения при выпуске влияют только генетика и личные способности студента (46% и 53% соответственно).

«В отличие от средней школы, где учащиеся имеют тенденцию делиться опытом с одноклассниками, университет предоставляет молодым людям больше возможностей к независимости и самодостаточности, концентрируя интересы на своих возможностях и способностях, а новый опыт и новые знакомства приобретают большее значение, чем окружающая среда», — сказала Айореч.

Помимо анализа общего вклада генетики в успеваемость студентов, исследователи приступили к изучению некоторых образцов ДНК из тысячи полученных. По мнению Смит-Вулли, ключевую роль генетики в достижениях учащихся можно спрогнозировать с помощью «полигенетической оценки» на основе детального анализа ДНК, который будет верен не более чем в 15% случаев. Ученый признает, что наука еще далека от создания действенного генетического теста, который помог бы молодым людям выбрать для себя наиболее подходящий вариант получения образования.