Ученые обнаружили новый источник ДНК древних людей — Naked Science
28.04.2017

Ученые обнаружили новый источник ДНК древних людей

Новая методика позволяет анализировать фрагменты ДНК даже при отсутствии костных останков.

neanderthal

Исследование древней ДНК — важнейший метод работы антропологов. Анализ ДНК позволяет получить данные о генофонде уже не существующих популяций, о степени родства различных видов, о путях расселения древних людей и распространении болезней.

Остатки древней ДНК сохраняются во множестве объектов. Ее выделяют не только из останков человека, но и из археологических артефактов. Но в большинстве находок ДНК содержится в следовых количествах — ее крайне мало, практически на грани возможности обнаружения аналитическими методами. Это создает ряд проблем для ученых. Важно очистить молекулы человеческой ДНК от примесной (например, ДНК почвенных бактерий) и не допустить смешения образца с молекулами современной ДНК — например, с микрочастицами кожи самого исследователя.

Чтобы уменьшить число таких ошибок и получить более достоверные данные о генетике определенного вида, необходимо как можно больше образцов ДНК. Поэтому ученые не только совершенствуют методы исследования имеющихся образцов, но и ищут новые источники древней ДНК.

Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка заявили, что создали метод, который позволяет выделять фрагменты ДНК из образцов пещерных отложений. По словам ученых, некоторые компоненты отложений, обладающие высокой способностью к адсорбции, могут «связывать» ДНК — например, глинистый минерал монтмориллонит. Чтобы проверить, сохраняются ли в отложениях достаточные для анализа количества вещества, исследователи собрали образцы отложений с семи территорий в Бельгии, Франции, Испании, Хорватии и России, где идут раскопки. Возраст образцов –– от 14 тысяч до 550 тысяч лет.

Ученым удалось выделить из образцов фрагменты митохондриальной ДНК млекопитающих, принадлежащих к двенадцати различным семействам. Среди них мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и пещерная гиена. Особое внимание ученых привлекли фрагменты ДНК древних людей. Девять образцов из четырех пещер содержали достаточное количество вещества для исследования. В восьми обнаружили «следы» одного или нескольких неандертальцев, последний образец содержал ДНК денисовца. Большая часть этих образцов происходила из слоев, в которых ранее не находили костей или зубов неандертальцев.

Семейства, к которым принадлежали исследованные млекопитающие, журнал Science

«Извлекая ДНК гоминин из отложений, мы можем обнаружить присутствие групп гоминин в тех местах и районах, где этого нельзя добиться другими методами», — говорит один из авторов исследования, биолог Сванте Паабо. По словам ученого, в будущем этот метод может стать одной из рутинных техник исследования древней ДНК.

Как и любая новая методика, анализ ДНК, содержащейся в пещерных отложениях, должен пройти ряд проверок, но назвать его перспективным направлением можно уже сейчас.