Внутри собаки — Naked Science

Внутри собаки

В мозге собак обнаружились центры, ответственные за восприятие голосов и речи ? впервые такие области нашлись не у приматов.

petsmiledark-1

Стоит нам услышать голос хорошо знакомого человека, в нашем воображении немедленно появляется его образ. По тону мы моментально определяем, грустен он, или весел. Все это обеспечивают специальные области мозга, связанные с обработкой речи. Более того, выяснилось, что такие области имеются и у собак ? возможно поэтому они так замечательно понимают своих хозяев.

Выяснилось это благодаря весьма остроумно поставленному исследованию. Дело в том, что ранее было показано, что хозяева собак способны различать «радостный» и «несчастный» лаи ? деля между собой общее пространство общения, человек и его животное быстро учатся понимать друг друга. Насколько глубоко простирается эта адаптация у собак ? и захотели выяснить авторы новой работы.

Для этого ученые решили просканировать активность мозга собаки в процессе обработки различной слуховой информации ? человеческие и собачьи голоса, естественные звуки природы и города. Если б это был мозг человека, сомневаться бы не приходилось: одна из областей отзовется в ответ на звуки речи собратьев ? и только на них. А как же насчет собак?

Авторам (и хозяевам собак-«добровольцев») пришлось попотеть, приучая 11 отобранных питомцев лежать в томографе неподвижно, слушая через наушники различные звуки. Однако работа стоила того: ученым удалось собрать данные об активности мозга собак при прослушивании около 200 звуков одних только голосов людей и собак самой разной эмоциональной окраски, от плача до игривого смеха. Тот же набор звуков предъявлялся и 22-ум людям, в качестве контроля.

©Vintage Duck Photography

Полученные результаты однозначно свидетельствовали о наличии у собак центров обработки речи, действующих, видимо, по тем же общим принципам, что и у нас ? во всяком случае, расположены они в тех же участках мозга. Исходя из этого, можно заключить, что подобные центры могли появиться у млекопитающих минимум 100 млн лет назад, когда жил наш последний общий с собаками насекомоядный предок.

При этом надо понимать, что речью в обычном смысле этого слова собаки, все-таки, не обладают. Для чего же им нужны эти «речевые» центры? Скорее всего, для различения не информационного, а социального смысла высказывания. Для понимания того, кто его произносит, и с каким настроением ? нет ли в его голосе угрозы, а может, наоборот, желания угостить сахаром.

Впрочем, не обошлось и без отличий. 48% нейронов в звуковых центрах мозга собаки реагировали сильнее на обычные звуки окружающей среды, а не на голоса. У нас на эти звуки сильнее реагирует не более 3% нейронов: наш мозг готов к восприятию голосов намного лучше.

Сегодня, в 21:42 (мск), должно состояться приводнение космического корабля Crew Dragon в акватории Атлантического океана. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Ученые из Колумбийского университета провели эксперимент, по итогу которого установили, что абстрактное и репрезентативное искусство по-разному влияют на познание.