В Млечном Пути обнаружена загадочная беззвездная пустошь — Naked Science

В Млечном Пути обнаружена загадочная беззвездная пустошь

На небольшом отдалении от центра нашей Галактики лежит обширный регион, в котором остановились процессы звездообразования и молодых звезд нет совсем.

fig3b

Млечный Путь обладает четко оформленной структурой со спиральными рукавами, центральным утолщением (балджем) и активным ядром, в сердце которого расположена сверхмассивная черная дыра, с обширным невидимым гало темной материи. Со стороны она напоминает летающий диск, средняя толщина которого составляет около 1000 световых лет, а диаметр – около 100 тыс. Солнце находится на расстоянии 26 тыс. световых лет от ядра Галактики.

Практически все эти знания получены из наблюдений за размерами, возрастом и распределением за звездами Млечного Пути, общее количество которых оценивается в несколько сотен миллиардов. В основе таких астрометрических работ лежит использование цефеид. Это довольно крупные, молодые и яркие переменные звезды, пульсирующие с исключительно четкой периодичностью, которая находится в четкой математической зависимости от их светимости. Это делает цефеиды очень удобными «стандартными свечами» в астрономии: измерив периодичность такой далекой звезды, можно подсчитать ее исходную светимость, а по разнице с наблюдаемой – подсчитать расстояние до нее и ее соседей.

Однако поиск и наблюдение цефеид из далеких регионов Млечного Пути сильно осложняют всевозможные препятствия, в том числе плотные газопылевые скопления, далеко не редкие в нашей Галактике. Используя южноафриканский телескоп JSA, недавно такую работу проделала группа астрономов из Японии, Италии и ЮАР во главе с Нориюки Мацунагой (Noriyuki Matsunaga) из Токийского университета. Как пишут ученые в статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, в обширной области у центра Галактики им не удалось найти вообще ни одной цефеиды.

Интересно, что в непосредственной близости от галактического центра (на расстоянии порядка 150 световых лет) такие звезды известны, но дальше, похоже, начинается «звездная пустошь». По словам Мацунаги, она тянется вплоть до 8 тыс. световых лет от центра Млечного Пути. Это не значит, что регион вовсе не содержит звезд: в нем нет лишь цефеид и других молодых звезд, а значит не скапливаются большие количества газа и не проходят процессы звездообразования.

Авторы работы отмечают, что эти выводы хорошо согласуются с предыдущими наблюдениями в радиодиапазоне, которые также обнаружили загадочную «звездную пустошь» в районе центра Галактики. На иллюстрации в заметке можно видеть ее примерную форму и размеры: распределение известных цефеид в Млечном Пути показано синим.