20.08.2021
23 172

У Млечного Пути нашли загадочный разлом в одном из спиральных рукавов

3.4

Астрономам известно множество подробностей о Вселенной. Однако та ее часть, что может считаться нашим родным «городом» — Млечный Путь, — хранит непропорционально много загадок. Трудно изучать Москву, стоя на Красной площади: структура мегаполиса заметнее с высоты птичьего полета. Поэтому открытие первого разрыва в спиральном рукаве Галактики можно назвать настоящей научной сенсацией. Природа этого образования совершенно непонятна, оттого его наблюдение вдвойне интересно.

У Млечного Пути нашли загадочный разлом в одном из спиральных рукавов
©NASA, JPL-Caltech

О любопытной находке отчиталась международная команда ученых в журнале Astronomy & Astrophysics. Аномальное образование похоже на выскочившую из треснувшей древесины щепку или торчащее в сторону от крыла перо. Так называемый разлом находится в рукаве Стрельца, на расстоянии примерно трех с половиной тысяч световых лет от нашей Солнечной системы (расположена в соседнем малом рукаве Ориона). Он образован растянувшейся на 3000 световых лет цепочкой молодых звезд, их скоплений и газопылевых облаков (туманностей).

Открытие удалось сделать благодаря наблюдениям космического телескопа NASA Spitzer, проведенным незадолго до его вывода из эксплуатации в январе прошлого года. Аппарат делал снимки в инфракрасном диапазоне, что позволило ему детально «увидеть» звезды, свет которых в видимой части спектра блокируется более близкими к нам астрономическими объектами. Дополнительную информацию предоставил европейский космический телескоп Gaia, который уточнил расстояния до почти двух миллиардов звезд Млечного Пути.

Скомбинировав эти два набора данных, ученые обнаружили, что интересующий их фрагмент рукава Стрельца имеет иной угол закрутки, чем он весь в целом. Это одна из ключевых характеристик, описывающих структуру спиральных галактик. Сам по себе рукав Стрельца закручен примерно на 12 градусов, а разрыв — на все 60. Движение объектов в нем согласовано и несколько отличается по характеристикам от рукава. Такие образования известны у других спиральных галактик, но их существование в Млечном Пути до недавнего времени было под большим вопросом.

Мало сказать, что астрофизики заинтригованы новым открытием: они теперь с удвоенным усердием будут искать аналогичные «перья» или «щепки» в других областях Галактики. И тот факт, что природа подобных образований пока совершенно непонятна, только подстегивает интерес ученых. Этот разрыв, по существу, — огромный прорыв в понимании детальной структуры Млечного Пути. Его подробное изучение позволит человечеству лучше понимать устройство спиральных галактик.

Что интересно, сам по себе механизм образования рукавов у них до сих пор не получил единой всеобъемлющей модели. Так что недавно открытая структура в непосредственной близости (по меркам Вселенной) от нас может стать важной уликой, которая поможет, наконец, разгадать эту фундаментальную загадку.

И еще один любопытный факт: в обнаруженный учеными разрыв рукава Стрельца входят известные туманности — Орел, Омега, Тройная и Лагуна, — наблюдение за которым в середине XX века позволило впервые обнаружить спиральную природу нашей Галактики.