Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
12.11.2018
Редакция Naked Science

В Гранд-Каньоне нашли следы предшественника динозавров

Отпечатки следов пресмыкающегося каменноугольного периода заставили задуматься о том, как именно древняя рептилия их оставила.

reptile0

Не так давно камнепад, случившийся в одном из самых известных американских национальных парков — Гранд-Каньоне, — открыл древние слои породы возле тропы Брайт-Энджел (Bright Angel Trail). Внимание ученых привлекли два обломка кварцевого песчаника, на сломе которых при ближайшем рассмотрении обнаружились отпечатки и контр-отпечатки 28 следов — цепочка, которой прошло неизвестное пресмыкающееся около 310 миллионов лет назад.

Эти отпечатки — древнейшие из найденных в богатых палеонтологическими находками породах Гранд-Каньона и одни из древнейших, известных науке. Об этом профессор Университета штата Невада Стивен Роуленд (Stephen Rowland) сообщил в докладе, сделанном на прошедшей в Альбукерке ежегодной встрече общества палеонтологии позвоночных (SVP). Серия следов тянется в длину примерно на метр — и весьма необычным образом, будто по диагонали.

Следы датированы возрастом 310 миллионов лет / ©Stephen Rowland

Следы относятся к далекому каменноугольному периоду, когда земная суша была объединена в суперконтинент Пангею. На суше тогда доминировали голосеменные растения и делали первые шаги примитивные рептилии — провозвестники будущей «эры динозавров». Одна из них и оставила странную серию отпечатков. «Она выглядит так, как если бы две ящерицы шли бок о бок, — сказал профессор Роуленд. — Но ящерицы не ходят бок о бок, так не бывает». Поэтому ученый сделал детальные рисунки и начал искать гипотезы о том, какой могла быть «странная танцующая походка» древнего пресмыкающегося.

Варианты походки, позволяющей оставить необычные цепочки следов / ©Stephen Rowland

Ученые выдвинули несколько вариантов движений, которые позволили бы оставить такие странные отпечатки, если бы неизвестную рептилию что-то постоянно сбивало с цели. Это мог быть, например, боковой ветер: если он был достаточно сильным, вполне мог заставить животное двигаться по диагонали. Другой вариант — сильный наклон, под которым находилась тогда поверхность, также смещавший животное при ходьбе. Еще возможно, что следы оставлены в ходе конкуренции с противником или какого-то ритуала привлечения партнера.