30.11.2017
Редакция Naked Science

Ученые обнаружили гены, связанные с интеллектом и долголетием одновременно

Самое большое в своем роде исследование помогло найти десятки новых генетических вариантов, которые определяют долголетие и интеллект.

iqgenes0

По словам коллектива из 65 авторов, проведенный ими полногеномный поиск ассоциаций (Genome-Wide Association Studies, GWAS) стал самым большим исследованием такого рода. Он охватил выборку из более 107 тыс. человек, для которых было проведено нейрофизиологическое тестирование когнитивных способностей. Также использовались детальные генетические данные по более чем 300 тыс. человек, распределенных по уровню образования, который считается приемлемым показателем среднего уровня когнитивных способностей в группе. Результаты этой масштабной работы представлены в статье, опубликованной журналом Cell Reports.

Ученым удалось определить 70 не связанных друг с другом генетических локусов, состояние которых коррелирует с уровнем когнитивных способностей. Эти гены активно экспрессируются во всех изученных областях мозга, особенно в нейронах. Среди них авторы выделяют гены, продукты которых участвуют в нейрогенезе и регуляции работы синапсов, а также гены ионных каналов, служащие целями для действия фармакологических препаратов циннаризина и перспективного LY97241.

Наконец, ученые указывают на корреляцию между состоянием некоторых из найденных генов и различными заболеваниями, от психиатрических до аутоиммунных. Многие из аллелей, связанных с высокими когнитивными способностями, также оказались характерны для людей с большой продолжительностью жизни.

«Поскольку количество генов, которые мы можем найти, прямо зависит от доступного размера выборки, новые исследования с дополнительными участниками наверняка дадут еще больше данных о том, какие гены и какую роль играют в формировании наших когнитивных способностей», – говорит Тодд Ленц (Todd Lencz), руководивший этой большой работой.