09.08.2023
Дарья Сидельникова
4 901

Ученые нашли гены, определяющие направление завитков волос

4.3

Почему у одних людей прямые волосы, у других — крупные локоны, а у третьих — буйные кудри, которые обычно называют «мелким бесом»? Ученые нашли ответ: первое исследование генетического картирования завитков волос на голове человека показало, что их направление имеет генетическую основу. Кроме того, на это влияют сразу несколько генов.

Кудрявая девочка / © pixabay.com / Автор: Андрей Чернов

Завиток — это участок волос, растущий по кругу вокруг точки, определяемой ориентацией волосяного фолликула. Рисунок обычно определяется количеством завитков (одинарный или двойной) и их направлением (например, по часовой стрелке, против часовой стрелки или диффузным). Поскольку атипичные паттерны завитков наблюдались у пациентов с аномальным неврологическим развитием, понимание генетической основы паттернов завитков поможет раскрыть важные биологические процессы.

В первом полногеномном ассоциативном исследовании (GWAS) участвовали 2149 жителей Китая. Затем ученые решили повторить работу с участием еще 1950 человек. Исследование опубликовано в Journal of Investigative Dermatology.

«Мы очень мало знаем о том, почему мы так выглядим. Наша группа искала гены, лежащие в основе интересных черт внешности, включая узоры отпечатков пальцев, толщину бровей, форму мочки уха и курчавость волос. Завиток волос — одна из черт, которые нас интересовали. Раньше считалось, что направление завитка волос контролируется одним геном. Но, согласно нашим результатам, это зависит от кумулятивных эффектов нескольких генов, что предполагает полигенное наследование», — сказал ведущий исследователь Сицзя Ван из Шанхайского института питания и здоровья Китайской академии наук.

Исследователи обнаружили четыре связанных генетических варианта: 7p21.3, 5q33.2, 7q33 и 14q32.13. Именно они, по словам ученых, влияют на направление волосяных завитков, регулируя клеточную полярность волосяных фолликулов.

«Хотя в предыдущей работе была предложена гипотеза о связи между структурой завитков волос и аномальным развитием нервной системы, мы не выявили никаких существенных генетических ассоциаций между направлением завитков волос и поведенческими, когнитивными или неврологическими фенотипами. Мы уверены, что любопытство в итоге приведет нас к разгадке», — добавил эксперт.

В целом волосы часто становятся предметом научных исследований, особенно связанных со стрессом. Так, группа ученых из Великобритании, Ирландии и США ранее установила, что седина, наступающая из-за сильных негативных эмоций, исчезает. По словам специалистов, уже через несколько месяцев после пережитого стресса пигментация волос восстанавливается. Недавнее исследование показало, что содержание кортизола в волосах может быть признаком хронического стресса вне зависимости от его причины.

За несколько лет до этого ученые выяснили, что по волосам можно идентифицировать личность человека. По данным исследования, опубликованного в PLOS One, прочные (и уникальные) белки волос сохраняются в окружающей среде дольше, чем образцы ДНК.