18.11.2016
Редакция Naked Science

В Китае открыли пауков, маскирующихся под живые и мертвые листья одновременно

Уникальный вид пауков спереди неотличим от палого бурого листа, а сзади – от живого и полного сил. Обнаруженный в Китае всего в одном экземпляре вид пока не удается классифицировать.

Словенский арахнолог Матиас Кунтнер (Matjaž Kuntner) едва не раздавил уникального паука во время экспедиции в леса китайской провинции Юньнань – настолько замечательно тот замаскировался. Осветив группу бурых листьев, ученый внимательно их осмотрел: «Тут стало понятно, что один из этих листьев – совсем не лист, – вспоминает Кунтнер. – Это был паук».

Прежде неизвестный вид паукообразных с уникальными способностями мимикрии Кунтнер и его коллеги из Словении и Китая описали в статье, опубликованной в Journal of Arachnology. Животное маскируется одновременно под зеленую живую и под буреющую палую листву: его задняя сторона похожа на обычный лист с полными соков прожилками, а передняя – на мертвый, уже частично потемневший. Удивительное приспособление, особенно для пауков, которые, в отличие от насекомых, не слишком известны мастерством мимикрии.

©Matjaž Kuntner et al., 2016

По словам ученых, адаптация тесно связана с необычным образом жизни этих пауков. На дереве, где Кунтнер с соавторами их наблюдал, он заметил массу побуревших палых листьев, которые те подвесили к веткам на тонких паутинных нитях. Такая завеса может обеспечивать им тенистое убежище от солнца днем и одновременно укрытие от хищников, а ночью позволяет эффективнее охотиться. Кроме того, мертвая листва может отваживать травоядных животных, которые, поедая зеленые листья, могут случайно заглатывать и этих пауков.

Пока что найденный Кунтнером экземпляр – единственный, и ученые не сумели классифицировать его. Предварительно они отнесли паука к роду Poltys – редкой для паукообразных группе, демонстрирующих высокоразвитые способы мимикрии.