Ученые назвали условия возникновения жизни у пульсаров — Naked Science

Ученые назвали условия возникновения жизни у пульсаров

Астрономы впервые оценили условия, при которых планеты, вращающиеся у нейтронных звезд-пульсаров, могут оказаться подходящими для жизни, и даже нашли пару перспективных планет-кандидатов.

pulsar_wind_exoplanet_uk

Пульсары мало похожи на знакомые нам светила вроде Солнца: это невероятно плотные нейтронные звезды диаметром всего несколько десятков километров. Мощное магнитное поле и быстрое вращение заставляют их с высокой периодичностью испускать узкие потоки излучения в диапазоне от радиоволн до гамма-лучей. Трудно представить, что где-то у такой звезды может иметься живая планета, однако новая теоретическая работа, представленная в журнале Astronomy & Astrophysics, показывает, что в принципе возможно и такое.

Астрономы Лейденского университета Алессандро Патруно (Alessandro Patruno) и Микель Кама (Mihkel Kama) провели, пожалуй, первую попытку оценить пределы «зоны обитаемости» нейтронных звезд. Так называют область вокруг звезды, в пределах которой планета может получать достаточно – но не слишком много – энергии, чтобы вода могла находиться на ней в жидкой фазе. Именно в этих границах условия для возникновения и развития жизни наиболее благоприятны, по крайней мере, если говорить о жизни в привычном нам виде.

По оценкам Патруно и Камы, зона обитаемости нейтронной звезды может быть достаточно велика – вплоть до размеров, близких к радиусу орбиты Земли. Однако находящаяся здесь планета должна относиться к классу «сверхземель», то есть быть в несколько раз крупнее нашей, чтобы гравитация позволила ей удерживать достаточно плотную атмосферу. Иначе под действием интенсивных потоков частиц от звезды газ попросту улетучится с нее за какие-то несколько тысяч лет. Да и сама атмосфера должна быть на много порядков плотнее нашей, чтобы предоставлять жизни достаточную защиту. Словом, ученые сравнивают эти условия с тем, что можно найти глубоко в земных океанах – непростые, но вполне подходящие для множества организмов.

Для примера ученые рассмотрели пульсар PSR B1257+12, который расположен в 2300 световых годах и имеет систему из как минимум трех планет: Драугр (период обращения 25 суток, масса 0,025 земной), Полтергейст (период обращения 67 суток, масса 4,3 земной) и Фобетор (период обращения 98 суток, масса 3,9 земной). Как видно, две из них являются «сверхземлями» и находятся на подходящем расстоянии от пульсара. «По нашим расчетам, температура на них может быть достаточно умеренной для существования на поверхности жидкой воды, – говорит Алессандро Патруно. – Хотя мы пока и не можем сказать, имеется ли на этих “сверхземлях” подходящая, крайне плотная атмосфера».

Считается, что в Млечном Пути существует порядка миллиарда нейтронных звезд, в том числе около 200 тыс. пульсаров, из которых 3 тыс. обнаружены астрономами. Пока что надежно детектированы лишь пять планет у таких «светил»: несмотря на все условия, шансы найти на них жизнь остаются практически нулевыми.