Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые назвали условия возникновения жизни у пульсаров
Астрономы впервые оценили условия, при которых планеты, вращающиеся у нейтронных звезд-пульсаров, могут оказаться подходящими для жизни, и даже нашли пару перспективных планет-кандидатов.
Пульсары мало похожи на знакомые нам светила вроде Солнца: это невероятно плотные нейтронные звезды диаметром всего несколько десятков километров. Мощное магнитное поле и быстрое вращение заставляют их с высокой периодичностью испускать узкие потоки излучения в диапазоне от радиоволн до гамма-лучей. Трудно представить, что где-то у такой звезды может иметься живая планета, однако новая теоретическая работа, представленная в журнале Astronomy & Astrophysics, показывает, что в принципе возможно и такое.
Астрономы Лейденского университета Алессандро Патруно (Alessandro Patruno) и Микель Кама (Mihkel Kama) провели, пожалуй, первую попытку оценить пределы «зоны обитаемости» нейтронных звезд. Так называют область вокруг звезды, в пределах которой планета может получать достаточно – но не слишком много – энергии, чтобы вода могла находиться на ней в жидкой фазе. Именно в этих границах условия для возникновения и развития жизни наиболее благоприятны, по крайней мере, если говорить о жизни в привычном нам виде.
По оценкам Патруно и Камы, зона обитаемости нейтронной звезды может быть достаточно велика – вплоть до размеров, близких к радиусу орбиты Земли. Однако находящаяся здесь планета должна относиться к классу «сверхземель», то есть быть в несколько раз крупнее нашей, чтобы гравитация позволила ей удерживать достаточно плотную атмосферу. Иначе под действием интенсивных потоков частиц от звезды газ попросту улетучится с нее за какие-то несколько тысяч лет. Да и сама атмосфера должна быть на много порядков плотнее нашей, чтобы предоставлять жизни достаточную защиту. Словом, ученые сравнивают эти условия с тем, что можно найти глубоко в земных океанах – непростые, но вполне подходящие для множества организмов.
Для примера ученые рассмотрели пульсар PSR B1257+12, который расположен в 2300 световых годах и имеет систему из как минимум трех планет: Драугр (период обращения 25 суток, масса 0,025 земной), Полтергейст (период обращения 67 суток, масса 4,3 земной) и Фобетор (период обращения 98 суток, масса 3,9 земной). Как видно, две из них являются «сверхземлями» и находятся на подходящем расстоянии от пульсара. «По нашим расчетам, температура на них может быть достаточно умеренной для существования на поверхности жидкой воды, – говорит Алессандро Патруно. – Хотя мы пока и не можем сказать, имеется ли на этих “сверхземлях” подходящая, крайне плотная атмосфера».
Считается, что в Млечном Пути существует порядка миллиарда нейтронных звезд, в том числе около 200 тыс. пульсаров, из которых 3 тыс. обнаружены астрономами. Пока что надежно детектированы лишь пять планет у таких «светил»: несмотря на все условия, шансы найти на них жизнь остаются практически нулевыми.
До сих пор нашу Галактику считали типичным примером того, как все устроено в любых спиральных галактиках. Но недавно астрономы рассмотрели сотню максимально похожих аналогов Млечного Пути и обнаружили, что большинство из них все же заметно отличаются.
В этой посуде можно готовить растворы с ионами серебра и меди, которые обладают мощным антимикробным, противовирусным и иммуностимулирующим действием. Это поможет в профилактике и лечении инфекционных и вирусных заболеваний (в том числе ОРВИ, гриппа, коронавируса), повысит иммунитет населения и предотвратит эпидемии.
Бурная эволюция массивных звезд играет большую роль во Вселенной. Именно они ионизируют межзвездный газ и, взрываясь сверхновыми, насыщают космос более тяжелыми элементами. Поэтому ученые так заинтересованы в их изучении. И вот астрономам впервые удалось получить снимок ближайших окрестностей красного сверхгиганта вне Млечного Пути.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Евгений Левичев с командой коллег работает над созданием источника синхротронного излучения — по сути большого рентгеновского «микроскопа», с помощью которого геологи, биологи, химики и другие специалисты смогут получить новую и полезную информацию. Задача у Евгения Борисовича непростая — сделать установку с рекордными параметрами: придумать оригинальные технические решения, смоделировать процесс и настроить все наилучшим образом. Член-корреспондент РАН Евгений Борисович Левичев — директор Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») и заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН).
Ефим Аркадьевич Хазанов — академик РАН, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник отдела нелинейной и лазерной оптики в Институте прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова РАН (Нижний Новгород), значимая фигура в российской науке. За 40 лет в науке он внес огромный вклад в развитие лазерной физики и нелинейной оптики — разработал фемтосекундный лазерный комплекс PEARL, предложил идею по созданию мегасайенс проекта XCELS, создал новое направление — термооптику магнитоактивных сред и многое другое. В 2018 году академик Хазанов был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Он автор более 350 статей в рецензируемых научных журналах, а его работы были процитированы более 40 тысяч раз. Индекс Хирша Хазанова составляет 79. Ефим Аркадьевич рассказал нам о профессиональном пути, воспитании аспирантов, текущих исследованиях и своей жизни вне науки.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии