Редакция Naked Science

Ученые: деятельность человека отразилась на временах года

Данные спутниковых наблюдений за 38 лет показали, что антропогенное глобальное потепление усилило сезонные колебания температуры в Северном полушарии, заставив летние температуры расти быстрее, чем зимние.

ct-climate-change-report-20171030

Американские ученые установили, что деятельность человека отражается на сезонных колебаниях температуры воздуха в тропосфере — нижнем слое атмосферы. Это позволило выяснить, что летние температуры в некоторых регионах начали расти быстрее, чем зимние. Исследование опубликовано в журнале Science.

Новая работа впервые зафиксировала следы влияния антропогенного потепления на смену сезонов, замеченные в тропосфере. Ранее свидетельства этого процесса находили только на поверхности Земли: например, более раннее таяние снега или изменения сезонных миграций животных.

Авторы новой работы изучили несколько теоретических моделей, описывающих состояние климата до и после промышленной революции. Исследователи выявили характерные паттерны сезонных колебаний температур, зависящие от естественных причин (например, явления Эль-Ниньо или извержений вулканов). Затем эти «рисунки» сопоставили с данными спутниковых измерений температуры в тропосфере с 1979 по 2016 год, изучив разницу между минимальными и максимальными температурами каждого года.

Согласно моделям, самый сильный контраст между зимой и летом существует в средних широтах Северного полушария. В тропиках эта разница значительно меньше, а самые скромные колебания свойственны Антарктике. Спутниковые наблюдения подтвердили эти особенности регионов, но показали: разница между зимними и летними температурами в некоторых районах Северного полушария оказалась значительно больше, чем предполагали модели. Самые сильные различия заметили на территории Монголии и восточных регионов России.

Колебания температуры / © Santer et al. (2018)

Летние температуры в средних широтах росли быстрее, чем зимние. В Северном полушарии этот эффект оказался более заметным, так как в нем значительно больше суши, чем в Южном, и океан поглощает меньше «лишнего» тепла. По словам ученых, естественные факторы не объясняют такого резкого потепления — разрыв между летом и зимой растет из-за парникового эффекта, вызванного деятельностью людей.

К чему приведут изменения температурных циклов тропосферы, пока неясно. Ученые считают, что эти процессы могут увеличить частоту и силу природных катаклизмов.

Ранее исследователи зафиксировали рекордное ослабление Гольфстрима.

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.