У кожи обнаружили «память» о заживших ранах и воспалениях — Naked Science

У кожи обнаружили «память» о заживших ранах и воспалениях

Стволовые клетки кожи сохраняют «память» о прошлых повреждениях и в следующий раз быстрее заживляют раны, но этот же процесс может приводить и к развитию псориаза.

skin

Ранения, болезни и другие повреждения кожи запускают воспалительные реакции и целый ряд механизмов, необходимых для восстановления. Ученым из Рокфеллеровского университета, работающим во главе с известным экспертом в области клеточной биологии Элайной Фукс (Elaine Fuchs), удалось показать, что стволовые клетки кожи сохраняют «память» о прошлых воспалениях, что позволяет им в будущем быстрее заживлять повреждения. Статья исследователей опубликована в журнале Nature, коротко о ней рассказывает пресс-релиз Рокфеллеровского университета.

Ученые провели эксперименты с лабораторными мышами, обнаружив, что ранки у них заживают более чем вдвое быстрее на тех участках кожи, что уже были повреждены ранее и зажили больше полугода назад (с учетом краткого срока жизни животных этот срок можно сравнить с 15 годами для человека). Более детальные опыты показали, что дело в повышенной активности стволовых клеток, которые, «обученные» прошлой травмой, заметно быстрее мигрируют к повреждению и восстанавливают его.

Авторы выяснили, что первое повреждение делает определенные гены стволовых клеток более чувствительными к сигналам, поступающим при повреждении тканей, что позволяет им быстрее включаться в работу. Среди этих генов стоит упомянуть aim2, белковый продукт которого активизируется в присутствии поврежденной ДНК и играет важную роль в запуске воспаления.

Интересно, что повышенный уровень белка AIM2 отмечается у больных псориазом. В связи с этим Элайна Фукс и ее соавторы предполагают, что «память» стволовых клеток кожи может играть определенную роль в развитии таких заболеваний, подобно тому как сбои в «памяти» иммунитета могут запускать хроническое воспаление и аутоиммунные заболевания.

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.