03.07.2017
Редакция Naked Science

Скорость походки поможет предсказать деменцию

Группа ученых из США показала, что замедление походки в сочетании с уменьшением серого вещества позволяет предсказывать деменцию.

Демографическое старение населения повышает актуальность профилактики возрастных заболеваний, в частности деменции. Сейчас основным этапом ее лечения выступает ранняя диагностика. Однако из-за дороговизны и трудоемкости существующие методы не подходят для мониторинга патологии на уровне популяции. Более перспективным считается выявление умеренных когнитивных расстройств (MCI) по физиологическим и поведенческим критериям. Так, ранее ученые предложили оценивать познавательный статус пожилых людей с помощью теста обоняния и виртуального супермаркета. Авторы новой статьи проверили гипотезу о связи риска болезни со скоростью ходьбы и размером гиппокампа.

Многочисленные наблюдения показывают, что предсказывать деменцию нередко позволяют изменения походки, например ее замедление. Причем первые симптомы MCI могут проявиться лишь спустя несколько лет после таких признаков. До сих пор нейронная основа этой корреляции оставалась неясна. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Питтсбургского университета и других учреждений изучили случаи 193 участников исследования Health ABC, которое проводилось в 1997–2012 годах. Они привлекались к скринингу в возрасте 70–79 лет, затем на десятом или одиннадцатом году работы проходили магнитно-резонансную томографию (МРТ) и через четыре-пять лет — краткую шкалу оценки психического статуса (3MS).

В выборку ученых вошли только респонденты, которые были здоровы на начало исследования и участвовали в нескольких измерениях скорости ходьбы. На этапе анализа томограмм они описывали изменения серого и белого вещества в различных областях мозга, включая скорлупу, заднюю теменную и лобные доли. Согласно гипотезе, наиболее значимые ассоциации признаки должны демонстрировать с гиппокампом — при нейродегенеративных заболеваниях эта структура получает повреждения одной из первых. Кроме того, вероятность когнитивных осложнений отслеживали по аллелю апобелка аполипопротеина E (APOE) ε4 — ключевому биомаркеру задержки регенерации нейронов и болезни Альцгеймера.

График средней продолжительности выполнения пробы с 6-минутной ходьбой при когнитивных нарушениях (красная линия) и в норме (синяя линия) в зависимости от срока наблюдений / ©Andrea L. Rosso et al., Neurology, 2017

Результаты показали, что ускоренные темпы замедления походки были связаны со старением, повышенным риском боли в коленях, а также увеличением объема белого и уменьшением — серого вещества мозга. Так, задолго до появления первых симптомов MCI у пациентов наблюдалось истончение правого гиппокампа. Примечательно, что построенная модель лучше предсказывала нарушение в более отдаленной перспективе: корреляция оставалась значимой не менее чем за 14 лет, но ослаблялась за четыре года до снижения когнитивных способностей. Уменьшение левого гиппокампа практически не ассоциировалось с изменением скорости ходьбы. Вклад в тенденцию вносило и наличие у пострадавших аллеля APOE ε4.

По словам авторов, эффект не объясняли социодемографические и иные параметры. В будущем полученные данные могут помочь в разработке диагностических методов для раннего выявления возрастных когнитивных расстройств.

Статья опубликована в журнале Neurology.

Ранее ученые выяснили, что предсказать деменцию также позволяют предпочтение черного юмора и анализ фракталов.

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.