Обонятельный тест поможет диагностике ранней деменции

Обонятельный тест поможет диагностике ранней деменции

Американские ученые показали, что обонятельные тесты могут уточнять диагностику болезни Альцгеймера. Результаты работы опубликованы в Journal of Alzheimer's Disease.

Болезнь Альцгеймера — смертельное нейродегенеративное заболевание, при котором происходит распад психических функций. Поскольку способов его лечения не существует, усилия ученых направлены, в том числе, на своевременную диагностику: до развития деменции состояние таких пациентов характеризуется умеренными когнитивными нарушениями (MCI), которые лучше поддаются коррекции. Однако существующая диагностика MCI трудоемка и неточна.

Прошлые исследования показали, что помимо низких баллов в когнитивных тестах и специфических изменений головного мозга некоторые пациенты с MCI хуже справляются с задачами на распознавание запахов. В новой работе ученые из Пенсильванского университета провели эксперимент с участием 262 пациентов с болезнью Альцгеймера, 174 людей с MCI (150 — с нарушениями памяти, 24 — без нарушений памяти) и 292 здоровых испытуемых в качестве контрольной группы.

Каждый участник проходил стандартный обонятельный тест (Sniffin’ Sticks Odor Identification Test), по условиям которого он должен был определить 16 запахов. Затем когнитивные функции добровольцев оценивались с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных расстройств (MoCA). После этого результаты тестирования сопоставлялись с итогами неврологической диагностики, проведенной ранее и на основании которой испытуемые делились на группы.

Анализ показал, что обонятельный тест увеличивает точность психологического тестирования. Так, изолированно MoCA выявлял людей с умеренными когнитивными нарушениями в 75 процентах случаев. Однако его сочетание со Sniffin’ Sticks повышало показатель до 87 процентов. Кроме того, сочетание методов позволяло более точно оценить категорию MCI — с амнезией или без амнезии. Положительный эффект наблюдался и в случае пациентов с болезнью Альцгеймера.

По мнению ученых, их эксперимент доказывает пользу относительно простого обонятельного тестирования для диагностики когнитивных нарушений. Сейчас авторы работают над упрощенной версией Sniffin’ Sticks: в оригинале его выполнение занимает от пяти до восьми минут, экспресс-тест можно будет выполнить за три минуты. Также они намерены изучить белковые механизмы, которые лежат в основе связи обоняния и нейродегенерации.

Возбудитель коронавируса SARS-CoV-2 при помощи неструктурных белков повреждает гемоглобин — важный транспортный белок человека. Это приводит к усилению воспалительных процессов и появлению «матового стекла» в легких.

В верховьях Амазонки археологи изучили следы обширной сельскохозяйственной культуры, возделывавшей маниок и тыкву еще более 10 тысяч лет назад.

Одомашненные виды, летучие мыши, грызуны и приматы — наиболее вероятные источники будущих вирусных заболеваний человека.